Всю неделю телеканалы праздновали 80–летие любимого артиста Валентина Гафта

Табачок врозь

Парадоксы и мысли Гафта — Затворница Печерникова — Слабая женщина Марина Зудина — 100 лет после детства

Всю неделю телеканалы праздновали 80–летие любимого артиста Валентина Гафта. Несколько вечеров подряд телеканал «Культура» показывал его лучшие спектакли из репертуара театра «Современник»: «Трудные люди», «Заяц. Love story», «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». Комментарием к этому марафону стал документальный монолог в нескольких частях «Театральная летопись», где Валентин Иосифович как мог объяснил и свою вспыльчивость, и неуживчивость в работе. Уж слишком многое его раздражало. Актер и поэт печалился тому, что подробный разговор о человеке сегодня никому не нужен, темы и роли мельчают, все поставлено на конвейер. Радовался тому, что ему удалось в свое время много поработать с Анатолием Эфросом. А путь в «Современник» был совсем не простым: за 12 лет работы в начале пути Гафт поменял около десятка театральных площадок. В одном только театре им. Моссовета поработал дважды — второй раз всего один день. Дополнили портрет мастера и штрихи от Галины Волчек, Чулпан Хаматовой и многих других в совсем новехоньком документальном фильме «Чужую жизнь играю, как свою», озвученном Юлией Меньшовой.

А вот от документального фильма «Ирина Печерникова. Мне не больно» осталось довольно тягостное впечатление. Звезда фильма «Доживем до понедельника», актриса сложной судьбы. После блестящей картины Станислава Ростоцкого она играла мало. Хотя в свое время на роль Нины в комедию «Кавказская пленница» ее приглашал Леонид Гайдай. Печерникова сама отказалась от кинопроб, сказав, что предпочитает классику.

Неприятности начались с травмы, полученной в Польше на съемках. Переломы и несчастные случаи преследовали ее всю жизнь. В момент своего кинематографического триумфа Печерникова вышла замуж за польского музыканта Збигнева Бизона. Уехала с ним сначала в Польшу, потом — в Швецию. Бросила все: и театр, и кино. За границей попала совсем в другую среду — музыкальную. Радость новизны скоро померкла — работы не было. Вскоре актриса оставила мужа и вернулась. Но в Москве ее уже никто не ждал.

Друзья прозвали ее «Тридцать три несчастья». Хрупкая, изысканная и незащищенная. По выражению Елены Цыплаковой, Печерникова могла открыть холодильник и простыть. Как только все худо–бедно в жизни налаживалось, тут же оставалась без копейки в кармане, теряла близких. Испытание находили ее сами. Однажды на нее напали хулиганы и пытались снять дубленку. Ей удалось отбиться и убежать. Второй муж, актер Борис Галкин, с которым они прожили 7 лет, учил ее приемам самообороны. С третьим мужем Александром Соловьевым встретилась в специализированной клинике в Крыму, где оба лечились от алкогольной зависимости. Но у Соловьева была семья и маленький сын, который страдал. Только когда тот подрос, он решился на уход из семьи. Однако счастье было недолгим: вскоре Соловьев стал жертвой несчастного случая.

Сейчас актриса живет далеко от Москвы на хуторе в Ярославской области. Живет одна, общается только с соседкой. И вновь непростая ситуация. На этот раз со здоровьем. Вот и не верь в карму или судьбу...

Марине Зудиной повезло больше. В программе «Линия жизни» она призналась, что счастлива от того, что причастна к созданию «Табакерки». Хотя поначалу не совсем была уверена в собственных силах и боялась, что тоже будет поступать шесть раз, как Евдокия Германова. Зудина признает, что студенты Табакова всегда были отдельной кастой, отличительной чертой которых являлась завышенная самооценка. Это позволяло не робеть на съемочной площадке, когда рядом оказывались Татьяна Доронина или Олег Борисов. Зудина считает, что сегодня зритель перестал отличать, хорошо артист играет или нет, хотя профессию никто не отменял. Она никогда не думала о режиссуре и всегда чувствовала себя лишь слабой женщиной.

Одну из своих первых заметных ролей Марина Зудина сыграла в картине «Забавы молодых», снятой на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. В этом году студия отмечает 100–летний юбилей. Цикл программ «100 лет после детства» рассказывает об истории создания самых заметных работ студии, ставших, как «Маленькая Вера», событием для своего времени. На этом контрасте особо заметно, как сегодня обмельчало кино для детей и молодежи, превратившись в нескончаемый аттракцион трюков.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 174 (24804). Пятница, 11 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter