О доблестях, о подлостях, о славе

Сюжет времен Зевса и Геры

Можно было бы добавить: о зависти, о страхах, предательстве, вероломстве, достоинстве, чести, благородстве. И это все о недавно вышедшем на экраны фильме «Геракл» (реж. Бретт Рэтнер), который относится к числу зрелищных лидеров и кассовых фаворитов. Сумма в 100 миллионов долларов, потраченная на производство, была возвращена с лихвой буквально за одну неделю мирового проката. На то есть несколько причин. Начнем с того, что это один из беспроигрышных жанров пеплума, который американцы умело приспособили к голливудским стандартам, позаимствовав его из раннего итальянского кино. Даже в непревзойденной американской классике 1915 года Дэвида Гриффита «Нетерпимость» чувствуются отголоски первого фильма, созданного в этом жанре, — «Кабирия» Джованни Пастроне. Особенность зрелищных эффектов, впечатляющий нарратив и кассовый успех не раз приносили таким фильмам как заслуженных «Оскаров», так и немеркнущую славу. В истории мирового кино навсегда останутся благородный «Бен–Гур» У.Уайлера, мощный «Спартак» Стенли Кубрика, незабываемая «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Классический пеплум — воплощение на экране мифологических сюжетов, ветхо– и новозаветных историй, драматических коллизий времен античного мира. Все это пышно обставляется декоративным великолепием, роскошными костюмами и, конечно же, напряженными конфликтами добра и зла, света и тьмы, коварства и любви. Нынешний пеплум, интерес к которому, как показывает бокс–офис, не пропадает, стал в технологическом плане более «навороченным», в драматургическом — более изощренным, в моральном — более поучительным. Современные пеплум–истории — это некий синтез исторического, костюмного, приключенческого, мелодраматического кино, фэнтези, где современные компьютерные технологии минимизируют дистанцию между «делами давно минувших дней» и нынешним зрителем, вызывая полную иллюзию сопричастности и соучастия. Так было в незабвенных «300 спартанцах» (реж. Зак Снайдер), «Гладиаторе» (реж. Ридли Скотт), «Трое» (реж. Вольфганг Петерсен), «Александре» (реж. Оливер Стоун), недавних «Помпеи» (реж. Пол Андерсон), «Ное» (реж. Даррен Аронофски). Стереоскопические сказки в формате 3D лишь усиливают эффект доверия экрану, заставляя поверить в их абсолютную «всамделишность».


Киногераклиада имеет давнюю предысторию, как коммерческую, так и эстетическую. В 60–х актер Стив Ривз после фильма «Подвиги Геракла» стал самым высокооплачиваемым актером Европы. Этот мифологический сюжет стал основой многочисленных комиксов, сериалов, сиквелов, приквелов, мидквелов. Версии о подвигах полубога–получеловека с удивительным постоянством и частотой выходят на экран. Только в нынешнем году вышло сразу два фильма об одном из самых знаменитых героев античного мифомира: «Геракл: начало легенды» (реж. Ренни Харлин) и «Геракл» (реж. Бретт Рэтнер). Очевидно, миру нужен некий идеальный герой, который воплощал бы лучшие качества и в которого можно было бы безгранично верить. Мир, как выясняется, по–прежнему нуждается в тех, кто способен «навеять сон золотой». В последнем геракло–варианте авторский приоритет явно не в сфере приключений. И это, пожалуй, еще одна причина зрительского успеха. Ведь о приключениях мы и наслышаны, и начитаны, да и насмотрены. Где–то в прологе остались чудовища в виде лернейской гидры, немейского льва, стимфалийских птиц, керинейской лани, эриманфского кабана, критского быка и других неземных тварей, которых победил Геракл. Этот фильм о самом сложном, с чем пришлось столкнуться герою–силачу, перед чем он, да, собственно, и каждый из нас может оказаться слабым и беззащитным, поскольку к этому никогда невозможно быть готовым заранее (кстати, в роли Геракла на сей раз снялся известный американский рестлер Дуэйн Джонсон, популярность и брутальный образ которого явно приумножил массовый интерес). Это тот удар, который наносится неожиданно там и тогда, когда о нем совсем не догадываешься. Это те самые «медные трубы», с которыми приходится сталкиваться каждому человеку: зависть, предательство, вероломство, коварство, цинизм тех, в кого верил и на кого надеялся. Когда умение противостоять врагу не менее важно, чем умение победить страх, сомнения внутри себя. Мифогерой в фильме не ограничен сказочными условностями, хотя и там хватает аниматронных существ. Он становится близким, понятным и абсолютно современным каждому зрителю независимо от возраста, интеллектуального бэкграунда, социального происхождения и уровня образования. Тот самый случай, когда каждый, вовлекаясь в действо, начинает творить свой миф сам, по пути пытаясь одолеть собственные страхи и комплексы. Самыми труднопреодолимыми оказываются человеческие слабости. В мифе о Геракле антиподом выступает родной брат Еврисфей. К сожалению, противоборство братьев — закономерный сюжет как для мифов, так и для реальной истории. В фильме физическая и духовная противоположность близких по родству людей доведена до антагонистического противостояния. Зависть Еврисфея породила не только самую страшную трагедию, когда выпущенный им пес Цербер разорвал любимую жену и детей Геракла. Предательство брата и вероломство фракийского царя Котиса, за освобождение которого Геракл и компания «не щадили живота своего», породили ту волну энергии и силы, которая позволила герою одержать победу. Самая главная победа — над собственными слабостью, отчаянием, унынием. Мораль сего мифа выражена словами одного из героев: «Выпусти своего зверя сам». Это значит, что подлость подлостью не побеждается, а зло не уничтожается злом. В сказках так и случается. А вот в реальности не всегда победу одерживают благородство и достоинство. А жаль. Но мифы всегда были важнее реальности. Возможно, для этого они и нужны, чтобы заместить реально существующее чем–то идеальным, а может, для того, чтобы над чем–то задуматься, прикинуть. Сказка — ложь, да в ней намек...


lpsm3163@mail.ru


Советская Белоруссия №155 (24536). Суббота, 16 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter