Растут неплатежи сетевых магазинов поставщикам молока

Связаны одной сетью

Крайности нехороши всегда, тем более в бизнесе. Именно поэтому экономисты рекомендуют бережно поддерживать малые и средние предприятия и зорко следить за монополиями, которые стремятся захватить и подчинить рынки. Некоторые сетевые компании разрослись до такой степени, что уже начинают местным поставщикам диктовать условия. Корреспондент «СБ» увидела в Дзержинском районе, чем это аукается.



...На фермах филиала «Правда–Агро» агрокомбината «Дзержинский» дояркам задерживают зарплату, а энергосбыт грозится отключить электроэнергию за апрельско–майские долги. Если раньше можно было рассудить — ну и что, мол, вручную коров подоят, то сегодня — никак. Технологии. Все компьютеризировано, механизировано, электрифицировано. В этом образцовом хозяйстве, куда возят делегации по обмену опытом и где, как шутит директор Виталий Хотько, коровы уже «говорят на разных языках мира», лучшее дойное стадо на 1,5 тысячи голов. Удой за год от каждой — 8.443 кг. Практически на две тонны больше, чем в среднем по району. Каждый день хозяйство отправляет 30 тонн сырья элитного качества в Минск, на гормолзавод № 2 — «Молочный гостинец». А тот не рассчитывается. Задолженность приблизилась к 8,5 миллиарда рублей, из них более 6,5 миллиарда — просроченная.

— На 452 миллиона рублей предприятию выставили счет за электроэнергию. Нечем погашать 279 миллионов долгосрочных кредитов. 970 миллионов зависло лизинговых платежей за технику. Работники ушли в отпуск без денег — не получили 141 миллион рублей отпускных, — загибает пальцы Валентина Павлович, начальник отдела экономики управления сельского хозяйства и продовольствия Дзержинского райисполкома.



Плюс текущие расходы. Чтобы доить корову, ее надо хорошо кормить. Покупать жмых и добавки, витамины, средства для лечения и обработки, консерванты для силоса, пленку для сенажных траншей. И так далее и тому подобное. Задолженность уже равняется двухмесячному объему производства.

— Еще полгода такого режима — и скатимся на продуктивность 5 — 6 тонн молока в год, — сетует Виталий Хотько.

Притом что хозяйство сейчас по инерции, так сказать, на старых наработках плюсует по объему производства молока к аналогичному периоду прошлого года 107 процентов, по мясу крупного рогатого скота — 104 процента. А по итогам года рассчитывали на рекордный удой — 9 тонн на корову. Теперь все планы оказались под угрозой хронических неплатежей.

Фото Юрия  Мозолевского
Фото Юрия Мозолевского

Вернувшись в Минск, звоню в «Молочный гостинец» — продукция этого молочного завода едва ли не на каждом магазинном прилавке. В чем дело, почему обижают буренок?

— Не можем рассчитаться, — сокрушается начальник финансовой группы предприятия Лариса Дуброва, — торговля нам платит плохо. Сейчас оформляем кредит, чтобы заплатить долги поставщикам.

Кстати, в числе основных неплательщиков — одна из крупнейших в стране и вроде бы успешных  торговых сетей. «Молочному гостинцу» сетевики задолжали более 6,5 миллиарда рублей. По словам начальника отдела сбыта гормолзавода Алексея Петрова, половину объема производства предприятие отгружает в Россию, и россияне рассчитываются в течение 10 дней. Упомянутая же торговая сеть сегодня погашает январскую задолженность.

— Откровенно пользуются нашими деньгами, мотивируя это тем, что не хватает на развитие, в то время как нам не хватает... на зарплату!

И альтернативы нет: хочешь — принимай условия, не хочешь — сам продавай. Сетевые магазины на каждом шагу, они диктуют правила...

Но куда смотрит торговая инспекция, руководство которой буквально на днях обещало уделить проблемам расчетов за мясо–молочную продукцию и хлеб особое внимание?

— К сожалению, законодательство не дает нам полномочий приостанавливать работу магазинов, имеющих задолженность перед поставщиками. Можем применить только административное наказание — это штраф. Максимум 10 базовых величин. Для крупных сетевых магазинов это ничто, — так прокомментировал ситуацию Валерьян Беспалый, начальник торговой инспекции Минторга.

По его словам, инспекция собирает информацию о долгах сетей, внесено предложение о введении дифференцированных размеров штрафов для торговых организаций, злоупотребляющих неплатежами. Попытки магазинов обеспечить себя беспроцентным кредитом за счет поставщиков табака могут также быть пресечены отзывом соответствующей лицензии. И это пока — все.

Тем временем в Клецком районе маленькое предприятие УП «Клецкий коопзаготпром» (65 работников) демонстрирует совершенно иной подход к сырьевым зонам — не только платит исправно, но порой не скупится на авансы. Хотя, по сути дела, это уцелевший убойный цех с участком переработки. Помните, было такое поветрие, когда убойные участки заготпрома массово закрывались и ликвидировались? Считалось, что там недостаточно высокая культура производства, да и мясокомбинатов вполне хватает. В итоге в Минской области уцелело всего три скотобойни — в Любани, Копыле и Клецке. Клецкий коопзаготпром в нынешних непростых условиях демонстрирует чудеса изворотливости: прирост производства — 130 процентов к аналогичному периоду минувшего года. За счет чего, если кругом спад реализации мясопродуктов?

Директор Александр Бомбешко поделился секретом. Без кредитов, только за счет собственных средств в течение последних трех лет цех модернизировался. Закупили польское оборудование, подготовили прачечную, санпропускник, поставили кондиционеры, обшили холодильник, разделили «чистую» и «грязную» зоны. В итоге получили так называемый экспортный номер, то есть предприятие прошло сертификацию и включено в реестр производителей мясопродукции, которую разрешено экспортировать в Россию. Директор нашел покупателя на мясо молочных бычков — Чернышихинский мясокомбинат в Подмосковье. Каждый месяц из Клецка туда отправляется фура элитного мяса на 130 тысяч долларов. Просматривается перспектива увеличить отгрузку втрое, когда будет закуплено дополнительное холодильное оборудование. Спрос на белорусскую говядину есть. И рассчитываются россияне хорошо. Местный коопзаготпром соответственно не обижает своих поставщиков, платит исправно и даже соседним копыльским помогает с реализацией. А представьте себе, если бы сейчас этого маленького предприятия не было? Ведь от неплатежей переработчиков и торговли сегодня страдают производители не только молока, но и мяса не в меньшей степени.

Кстати, до участка изготовления колбас в Клецком коопзаготпроме модернизация еще не дошла. Своими глазами видела кутеры гомельские и немецкие 1960–х годов. Это устаревшее оборудование, предназначенное для изготовления колбас по старой советской технологии — из говядины и свинины. Ножи просто не в состоянии перемолоть в порошок шкурку, хрящи, сухожилия и что там еще добавляют в колбасы. Как результат теперь УП «Клецкий коопзаготпром» — одно из редких предприятий, колбасы которых сделаны из мяса. В Клецком районе ценителей таких деликатесов немного, люди предпочитают изделия подешевле, да и многие свое хозяйство держат. А вот при должной рекламе где–нибудь в областном центре или в Минске за такой колбасой выстраивались бы очереди...

Здесь два серьезных вывода напрашивается. Первый: нельзя оставлять без контроля крупные сети. И второй: как важен маленький бизнес, который даже свои минусы умеет обернуть в плюсы.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 100 (24730). Пятница, 29 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter