«Святы Пётра ў косы звонiць, святы Паўла граблi робiць»

Календарь и традиции

12 июля — в православной церкви день святых апостолов Петра и Павла.


14 июля — память святых бессребреников Космы и Дамиана.


По всем правилам наступило время созревания и сбора ягод. Раньше пик земляничного сезона и начало черничного у нас приходился на 9 июля — день Давида–«земляничника». И в восточных регионах Беларуси говорили так: «Давыд дзевак i дзетак у лес выпраўляе». Относительно следующего дня следует просить, чтобы выдался если не жарким, то хотя бы сухим. По всем приметам дождь на Самсона приведет такую же погоду на предстоящие семь недель или вовсе до середины сентября. Да, лето, как говорят в народе, покатилось с горки, и именно Петров день представляется в этой едва наметившейся перемене знаковым: опадают первые пожелтевшие листочки — «Прыйшоў Пятрок, упаў лiсток». Но по погоде Петров день должен быть самым теплым, так что «на Пятра грэх мёрзнуць».


Вообще, святые апостолы Петр и Павел воспринимались в народе как помощники в летних работах и прежде всего в косьбе: «Святы Пётра ў косы звонiць, святы Паўла граблi робiць». Коса как основная селянская «прылада» упоминается в белорусских волочебных песнях и связывается не только с именами Петра и Павла. Помощниками косцам выступают святые Иван, Данат, Кузьма (Косма), Демьян (Дамиан). Коса, выкованная кузнецом, умеющим управляться с огнем, считалась символом мужского начала. Любопытно, что согласно некоторым мифам вначале она принадлежала черту, а долото было у Бога, но когда черт спал, Бог косил и, закончив свою нелегкую работу, сумел уговорить обменять одну «прыладу» на другую.


Кстати, с косой связан целый ряд традиционных запретов и примет. Так, через нее нельзя переступать женщине — от этого у косы может оторваться «ухо». Запрещается класть косу на землю, ее нужно втыкать острием, иначе черт, который прячется под прокосом, может повредить и зазубрить острие. В доме и хозяйственных постройках нужно помнить о том, что косу не кладут на стол, так как это плохо повлияет на рост травы — она станет низкорослой, начнет высыхать. Чтобы успокоить и остановить главного противника во время косьбы — дождь, требовалось на первом сенокосе сорванную траву крепко прижать к косе. Влажная трава выступает как аналог самой влаги и дождя, вот ее и «прижимают», укрощают. В случае если коса затупилась, нужно было после дождя по лезвию осторожно провести пойманной лягушкой, не причинив ей никакого вреда. Вот такие заморочки относительно косы бытовали в прежние времена у наших предков–крестьян.


А еще говорят, что на Петров день солнце «играет» — переливается и искрится разными цветами, будто радуга. На восточных территориях прежде «караулили» солнце.


Сон в руку


Косить высокую траву — к хорошему урожаю и просто к добру.


Плохой, «няўдалы» луг — к какой–то недостаче, потере.


Сгребать сено — к хлопотам и трудной работе.


Широкая дорога к полю — к спору в делах, какой–то находке.


Тучу темную видеть — напасть, хлопоты, тревога.


Дождь — к встрече со старыми знакомыми.


Солнце на восходе — к хорошим вестям, погоде доброй.


Ветер, буря — к неприятности, сборам в скорую и «непатрэбную» дорогу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter