Свято место пусто… бывает

Благодатное время наступило для желающих найти работу… Предложений от работодателей в избытке, официальная безработица крайне невелика, да и в целом претендентов на вакантные места не так уж много...

Благодатное время наступило для желающих найти работу… Предложений от работодателей в избытке, официальная безработица крайне невелика, да и в целом претендентов на вакантные места не так уж много. Тот факт, что рынку труда катастрофически не хватает низкоквалифицированной рабочей силы, хорошо известен всем. Впрочем, с «белыми воротничками» тоже не все благополучно: времена дефицита затронули большинство позиций офисных профессий. Если еще несколько лет назад в реальном секторе экономики жаловались на изношенные станки, непосильные налоги, невысокий потребительский спрос, то сегодня все чаще слышишь: не хватает специалистов. Кстати, не только у нас в Беларуси, но и в большинстве развитых стран (хотя это мало успокаивает, а скорее, наоборот). 

Ситуация выглядит еще более тревожной, когда начинаешь оценивать дальнейшие перспективы. Рассмотрим их для начала с точки зрения демографии… Наука, на мой взгляд, очень интересная. Ведь что сегодня происходит с рождаемостью? Говорят, всплеск, и спорить с этим фактом трудно. Конечно, все больше женщин рожают второго и даже третьего ребенка, но в большинстве случаев мамами становятся родившиеся в 1980-е годы, тоже отмеченные «всплеском». Что касается трудовых ресурсов, то расклад примерно такой: с рынка труда начинает уходить многочисленное поколение послевоенных лет, и пополнить его могут дети начала 1990-х, когда рождаемость резко упала. В общем, потенциал трудящихся оскудевает. 

В то же время расчеты специалистов, заложенные в программу занятости населения, показывают: в ближайшие 2—3 года экономике потребуется не менее 300 тысяч дополнительных рабочих рук. Как их привлечь, большой вопрос. Не случайно показатель численности занятых в экономике с недавних пор включен в число важнейших параметров социально-экономического развития. Ставка в сложившейся ситуации, похоже, сделана на граждан, пока не работающих, но вполне трудоспособных. Это подтверждают цифры: если в 2006 году отношение численности занятых к трудовым ресурсам составляло 70,7 %, то к 2010 году стоит задача увеличить его до 77,5—77,6 %. Уточню, что трудовыми ресурсами считается население в возрасте от 16 до 55 лет (у женщин) и до 60 лет (у мужчин). 

На сегодняшний день почти треть трудоспособного населения по каким-либо причинам не работает (или не оформляет свои доходы официально). По скромным оценкам, это более полутора миллионов человек. Насколько реально убедить немалую часть этих граждан реализовать свое конституционное право на труд? На этот вопрос пытаются ответить ученые многих стран, разбивая экономически неактивных граждан по разным группам и ранжируя их по сложности привлечения на рынок труда. Они советуют не очень-то рассчитывать на студентов и учащихся дневной формы обучения, а тем более на старшеклассников, которые уже с 16 лет считаются «трудоспособными». Впрочем, у Беларуси здесь солидный ресурс: отказ от 12-летки и ориентация вчерашних школьников на рабочие специальности. Кстати, доля молодого поколения, по некоторым оценкам, — около трети от неактивных трудовых ресурсов, и распоряжаться ими нужно очень осторожно. 

Еще одна категория, и весьма многочисленная, — трудовые мигранты, которых за пределы Беларуси выезжает около 500 тысяч в год. И если оценки верны, то это еще треть потенциальных работников. Остановить выезжающих «за длинным рублем» можно, если предложить соотносимый с зарубежным уровень оплаты труда. Такой вариант обсуждается. Не так давно глава Нацбанка Петр Прокопович на одном из правительственных заседаний предложил провести эксперимент в строительстве: установить высокие зарплаты, стимулирующие привлечение высококвалифицированных кадров. И если опыт окажется удачным, применить эту схему и в других отраслях. 

В оставшуюся треть неактивных граждан можно включить людей, которые занимаются ведением домашнего хозяйства (чаще всего женщин, параллельно воспитывающих детей), тех, кто работает без оформления трудовых отношений, а также жителей Беларуси, которые находятся в поиске работы, откладывают это событие на потом, а то и вовсе не планируют начинать или возобновлять трудовой стаж. В этой группе есть категория граждан, которых достаточно легко вовлечь в «экономику», но их не так уж много. По определению экспертов, это люди, которые «ищут работу, но не готовы к ней приступить». Найти дополнительные рабочие руки можно и за пределами трудоспособного возраста, среди подростков и пенсионеров. Последние, кстати, весьма охотно пополняют ряды трудящихся. По данным Минтруда, более 500 тысяч пенсионеров продолжают работать, но лишь немногие претендуют на должности, требующие высокой квалификации. 

Помимо «заманивания рублем», у работодателей есть и другой действенный способ справиться с кадровым «голодом»: повышать производительность труда, в том числе и за счет автоматизации производства. Но в любом случае возможностей дешево решить проблему уже не предвидится. Боюсь только, что стимулов эффективно работать в условиях дефицита у персонала становится все меньше. Закон конкуренции… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter