Источник: Знамя юности
Знамя юности

Священник в части не заменяет замполита – поговорили с настоятелем полкового храма о преображающей силе веры

«Священник в части не заменяет замполита»

Храм в честь мученика Иоанна Воина в деревне Околица под Минском – один из немногих, пройти в который обычному прихожанину можно лишь через КПП. Таковы правила: он находится на территории войсковой части 3310 внутренних войск МВД, ее бойцы ежедневно охраняют общественный порядок, обеспечивают безопасность высших должностных лиц, выполняют задачи по конвоированию и разминированию. Поговорили с настоятелем полкового храма протоиереем Виктором Ледоховичем о преображающей силе веры и о том, как она помогает воинам нести свой долг, защищая Отечество.


– В этом году храму 25 – молодость по человеческим меркам. А что этот рубеж означает с духовной точки зрения?

– В 1998 году, когда был заложен храм, он стал первым в Беларуси, возведенным на территории войскового подразделения (по утверждениям ветеранов, возможно, первым на всем постсоветском пространстве). Храм носит имя святого, который считается покровителем всех внутренних войск Беларуси. По преданию, во времена гонений на христиан Иоанн Воин служил начальником стражи у римского им­ператора Юлиана Отступника и был вынужден участвовать в этом. Вмест­е с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большу­ю помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предуп­реждал о грозящей им опас­ности, содействовал их побегу. Император об этом узна­л, при­казал заточить стражника в темницу и приковать цепями к стене. Лишь после смерти императора в войне с персами Иоанн был отпущен на свобо­ду. В русской православно­й традиции этот святой чтится как помощник в скорбях. В отличие от приходского храма, в полковом главные прихожане, если можно так выразиться, воины. Если при приходе в основном это постоянные люди, то у нас с каждым призывом и увольнением в запас состав меняется. Постоянные при­хожане есть, но их немного: человек 30, по воскресеньям обычно приходит до десяти.

– Знаю, что у храма есть свои духовные традиции. Одна из них – церковный парад...


– По распоряжению командующего, в нашем храме хранится хоруг­вь внутренних войск Беларуси. На ней изображен святой муче­ник Иоанн Воин.  Несколько лет назад ко мне обратился председатель ветеранской организации воинской части: мол, прочитал в старых журналах, что раньше там, где находились полковые храмы, существовала традиция устраивать церковный парад. Решили возродить этот обычай и у нас. На большие праздники – Рождест­во, Пасху, день памяти святого – воины проходят торжественным маршем и отдают по­чести храму.

– Какова главная цель пребывания священника в армии?

– Та же, что и на гражданке – быть душепопечителем. Священник не заменяет замполита. По воскресным и праздничным дням служу Божественную литургию, чтобы воины, придя  в храм, имели возможность принять Святые Дары. Нахожусь в части каждый день, постоянно доступен для общения. По воскресеньям после службы провожу беседы и показываю просветительские кинофильмы для солдат срочной службы. Темы и вопросы подбираю так, чтобы заинтересовать их. Например, один из последних циклов бесед был посвящен духовной безопасности воина. Подошли к ней с точки зрения истории: разбирали оккультные и языческие верования варягов, как они трансформировались после принятия христианства князем Владимиром, на каких постулатах стоит сейчас воин-христианин. До революции, как, в принципе, и сейчас, армия России была многоконфессиональна и многонациональна, но имела эпитет «христолюбивое воинство». Почему? Девиз этого воинства: за веру, царя и Отечество. Воин защищал не только свою землю, но и веру. Суворов в свое время учил: «Бей врага на поле боя, но если он повержен, то милосердствуй над ним». Это и есть христианские нормы морали. Мы сражаемся на поле боя, бьемся, не жалея жизни, но, если противник побежден, проявляем милосердие. Воин-христианин не издевается над поверженным врагом. Основной постулат – защита своей веры и своего Отечества, но не призыв к нападению.

– Как наставляете воинов, которые приходят к вам? Много ли среди них воцерковленных людей?


– Как и в обществе в целом, среди воинов есть не только верующие, но и воцерковленные. Когда молодое пополнение приходит в часть, знакомлюсь с новобранцами, узнаю, кто к какой конфессии принадлежит.  При этом объясняю, что наш храм воинский и любой человек, независимо от своего веро­исповедания, может прийти сюда и помолиться. Есть замечательные слова: «Приходя в православный храм, снимай шляпу, но отнюдь не голову». Что это значит? Оставайся таким же думающим человеком.  В армию приходят в основном уже крещеные люди. Но иногда бывает и так, что воины желают принять Таинство Крещения именно во время армейской службы.

– Где и в чем искать опору, когда от происходящего в мире уходит почва из-под ног?


– В своем наставлении для христианина старец Никодим писал: «Ты должен не терять внутри себя равновесия. Неважно: пускай все царства мира разваливаются. А ты должен всегда молиться и оставаться трезвенным душой и сердцем». Но как часто бывает, посмотрел или почитал новости, там что-то произошло, ты уже накрутил себя. А ты стой на своей вере и молись. Нужно понимать, что мы на земле не вечны. Человек приходит в этот мир, чтобы спасти свою бессмертную душу для будущей вечной жизни. Зачастую даже не думает об этом, поэтому так и живет. Данная ему сейчас реальность реальнее всех остальных. Он не осознает себя вечным, не идентифицирует, что у него есть душа.  Вера же дарует твердость, потому что ты знаешь конечную цель, для чего ты живешь. Молитва дает возможность не терять равновесие, сесть и спокойно порассуждать. Однажды, будучи в паломнической поездке в Санаксарском мужском монастыре, я трапезничал с братьями. Один из них, выпекая хлеб, в спешке высыпал мусор в мешок с мукой, хлеб получился с песком. Делая замечание этому монаху, игумен сказал: «Братья, вы ничего не делаете с молитвой. Торопитесь, и потому у вас так получается. А вы, прежде чем приступить к новому делу, возьмите и подумайте: «Господи, поми­луй». Остановитесь, постойте, помолитесь, и через это рассуждение поймете, что вам надо». И это на самом деле так. Зачастую информационная вой­на воздействует на умы людей, и человек перестает трезво мыслить и рассуждать, начинает воспринимать реальность через призму своих сомнений.  


derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter