Свойство принципов: их надо отстаивать

У этого негосударственного издательства странное название - "Четыре четверти".
У этого негосударственного издательства странное название - "Четыре четверти". Задумывалось оно как музыкальное - отсюда четыре четверти, что значит полная нота.

Но прославилось издательство, которому в этом году исполнится 10 лет, не столько музыкально-фольклорными сборниками, сколько книгами, посвященными культуре Беларуси, и тем, что махонький коллектив с отчаянным упорством не отступает ни на йоту от избранного пути - служить культуре.

Душа издательства, его идеолог и организатор - главный редактор Лилиана АНЦУХ. Установив свое кредо, она держит планку, которую держать сегодня издателю не менее сложно, чем штангу спортсмену-тяжеловесу. Дело здесь в убеждениях и принципах: если уж издавать книги, то только те, что иллюстрируют духовную суть нации, считает Лилиана Федоровна.

Я беру в руки "горяченький", только что изданный Анцух альбом "Ветковская икона" - безупречная по полиграфии монография, посвященная редчайшей и богатейшей коллекции старообрядческой иконы, собранной подвижниками и хранимой в белорусском музее.

А вот четыре книги из задуманного двенадцатисерийного проекта "Наши духовные ценности". Первая посвящена православным праздникам, вторая - православному зодчеству Беларуси, третья - преподобной Евфросинии Полоцкой, четвертая - Кресту Евфросинии. Пятая - о монастырях Беларуси - в работе. В серии планируются книги о женщинах-подвижницах, о православных святых...

За этот проект Лилиана Анцух стала обладательницей звания "Человек года" и золотой статуэтки Нефертити.

А вот денежная премия пошла на приобретение бумаги для новой книги из этой серии...

- Лилиана Федоровна, как вы решили начать издательский бизнес?

- "Четыре четверти" выросли из Белорусского фонда развития культуры, где я директорствовала. В свое время я работала в одном модном издательском доме, где вдоволь вкусила бизнеса и поняла: это не мое - делать деньги. Мое - творить культуру. Каждая книга, как ребенок - выношена, выстрадана, я с ней не расстаюсь до того момента, пока она, готовая, не уходит к своему читателю. Если честно, не люблю деньги. Понимаю, что они - инструмент, но даже во имя этого я как православный человек не отступлю от того высокого обязательства, которое взяла на себя...

- Любая нация гордится своим искусством. И, увы, все, что связано с искусством, так тяжело рождается, так мучительно проходит путь к признанию... Хорошая книга в том числе. Почему?

- Думаю, цель искусства, как и науки, - движение к новому, непознанному. А это мучительный процесс, это всегда прорыв, преодоление, завоевание новой аудитории. Здесь нередко скрещиваются противоположные интересы.

Книги из серии "Наши духовные ценности", кстати, не сразу были поняты. В печати даже развернулась полемика. Вышла заметка под названием "Профанация года". К счастью, это был единственный голос. Мы с полной документальной скрупулезностью, очень бережно собрали огромный материал, например, для книги "Православное зодчество Беларуси" - о чудом уцелевших на нашей земле храмах, выстоявших столетия, об их реставрации. Материалы будущей книги рецензировали специалисты. Нет! Кому-то она претила. Читатель тоже поначалу присматривался, осторожничал, принимал серию как сугубо церковное издание - а мы ориентировались на разного читателя, атеиста в том числе. Это спустя время стало поступать множество заявок. Мы еще не закончили серию, находимся на полпути, но уже идут предложения ее переиздания. А я не имею права отвлекаться - надо идти вперед, делать новое...

- Приоткройте завесу над своими планами...

- Почти готов материал для книги "Лица и судьбы. Портрет в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь", готовы к печати альбомы "Беларускае мастацтва XX стагоддзя", альбом о творчестве известных белорусских художников "Жизнь в творчестве. Георгий, Наталья, Екатерина Поплавские".

Готовится третий том Владимира Роговича - удивительного человека, в течение 20 лет записывавшего песни Полесья. Но судьба двухтомника печальна. Книги оказались невостребованными. Почти тысяча экземпляров лежит камнем - а ведь собран бесценный материал. Такая же участь у книги Владимира Грома, худрука знаменитого фольклорного ансамбля "Крупiцкiя музыкi". Народные исполнители жаловались на отсутствие нот, текстов, аранжировок. Вот вам, пожалуйста, покупайте сборник. Нет! Называю подобные сложности книг, не нашедших своего читателя, "проблемой странного толка". Хотя могу привести доводы из разряда общих экономических сложностей, но ведь речь идет о культурных сокровищах... И я убеждена, что рано или поздно все наши книги будут раритетами.

- Лилиана Федоровна, считаете ли вы себя удачливым человеком? Вы счастливы?

- Иногда бывает так трудно, что, кажется, тьма обступает и нет выхода. Но восходит солнце. Я варю себе кофе и иду сдавать свой очередной экзамен жизни. А судьба вдруг возьмет да и преподнесет подарок - например, получим грант от Президента, значит, наши усилия нужны обществу! Или в редакцию приходит новый автор - открываешь текст и оторваться невозможно - какая книга получится... И все начинается сначала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter