Свои среди чужих?

Инвестиционная привлекательность требует равноправия государственников и частников

Для повышения инвестиционной привлекательности экономики необходимы равные условия для государственников и частников

Слово «инвестиции» звучит в последнее время магически. Особенно, если ему предшествует приставка «иностранные». За них борются, создают сладкие условия, привлекают, стахановскими темпами изменяют законодательство, чтобы сделать республику одной из самых привлекательных в мире для вложения капитала… Но если с высокого обезличенного макроэкономического уровня сойти на землю, то возникает сакраментальный вопрос: кому в Беларуси нужны инвестиции? Бизнесу – несомненно. А чиновникам, которые руководят процессом на местах? Простой вопрос, как ни странно, подразумевает сложный ответ. С одной стороны, руководителям министерств, ведомств, местной власти необходимо выполнять показатели по привлечению капитала. С другой – обеспечить развитие государственных предприятий. Задачи иногда взаимоисключающие. Ибо конкуренцию еще никто не отменял. И тогда на отраслевом уровне начинается «фигурное вождение»: то частников уговаривают работнуть, чтобы улучшить среднестатистическую отчетность, то немного перекроют им кислород, чтобы освободить место государственным производителям.

Проблема отношения к бизнесу отраслевых регуляторов существовала всегда. Но переливаться разноцветными красками стала во время кризиса: рынки сбыта сжались, объемы реализации снизились, конкуренция усилилась… Для многих предприятий стоял вопрос уже не развития, а выживания. Практически во всех странах преодолевать мировое финансовое бедствие помогало государство через самые различные механизмы: от прямых денежных инъекций до предоставления льготных кредитов и увеличения закупок за счет бюджета. И если на уровне страны принимались взвешенные и продуманные решения, направленные на удержание на плаву всей экономики, независимо от формы собственности, то на отраслевых уровнях некоторым частным предприятиям довелось себя почувствовать падчерицей, которую в открытую не бьют и не обижают, но самое лучшее отдают любимым родным дочерям. А вот работать заставляют больше и требования выдвигают жестче.

В стране должны быть одинаковые условия хозяйствования для всех предприятий, независимо от формы собственности, — это был один из основных лейтмотивов заседания Совета по развитию предпринимательства при Президенте, которое проходило в начале лета. Причем идею эту высказал председатель совета Владимир Зиновский, профессиональный государственный администратор. Бизнесменам впору аплодировать: на самом высоком уровне понимают их мечты и чаяния. Для компаний всегда важны внешние факторы: цены на сырье, динамика платежеспособного спроса, стоимость заемных ресурсов… Но эти проблемы так или иначе решаемы, если для всех участников рынка условия одинаковы. Но переклинивает конкуренцию, вгоняет в гроб некоторые компании, когда отдельные производители получают льготные условия на фоне остальных предприятий. К сожалению, с такими проблемами приходится сталкиваться сплошь и рядом.

Сколько хороших слов было сказано в адрес инновационного фонда Минстройархитектуры! Отчисляют в него средства и частные, и государственные компании, а вот получают только последние. Исключения случаются, но они редки… «Нонсенс: получается, что из своего кармана мы финансируем конкурентов» — такой комментарий приходилось слышать десятки раз из уст руководителей и владельцев частных предприятий строительной отрасли. Сам по себе инновационный фонд – жизнеспособная идея. Но механизм ее реализации вызывает некоторые нарекания. Если деньги тратятся на создание совершенно новых для республики производств, вопросов не возникает. Но подчас эти средства направляются на модернизацию производств, которые давно существуют в Беларуси. Более того, в нескольких экземплярах. И тогда возникает вопрос о чистоте конкуренции частных производителей, финансово самостоятельных и независимых, и государственных, получающих «фондированную» подпитку.

В свое время так сложилось на рынке металлоконструкций. Недавно схожая ситуация наблюдалась с выпуском гнуто-клееных деталей (ГКД). Сначала эту продукцию в рамках программы импортозамещения освоило ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» — предприятие со стопроцентным частным капиталом, которое входит в концерн «Беллесбумпром». Там положительно отнеслись к инициативе пинского производителя, изучили его опыт и при поддержке инновационного фонда организовали аналогичное производство на ОАО «Мосто-древ». Во-первых, быть по-следователем всегда проще, чем первопроходцем в освоении новой для республики продукции. Даже в самом отличном бизнес-плане до конца невозможно предположить и просчитать все издержки, логистику, предусмотреть сотни нюансов поведения рынка… Номеру два всегда проще: большинство подводных камней уже изучены, уменьшается опасность «сесть на мель».

Наверное, уже пришло время оценить различные сегменты и сферы экономики с точки зрения инвестиционной привлекательности. Действительно, стратегические отрасли должны контролироваться государством. Но уже сформировался целый ряд производственных направлений, в которых коммерческий капитал и частная инициатива продемонстрировали более высокую конкуренто-способность по сравнению с государственными производителями.

Не так давно Комитет госконтроля подверг серьезной критике деятельность и концерна «Беллесбумпром», и ряда его подведомственных предприятий: нерационально используются государственные средства, не выполняются сроки монтажа нового оборудования. Поэтому и экономические показатели оставляют желать лучшего. Между тем ЗАО «Холдинговая компания «Пинск-древ» без всякой бюджетной поддержки вышло в лидеры: на его долю приходится, например, 36,3 % производства мебели всего концерна. Между тем компанию по каким-то причинам «пропустили» в списке предприятий концерна, которые в этом году имеют право на аренду лесного фонда для заготовки древесины. А доступ к сырью – принципиальный вопрос в деревоперерабатывающей отрасли. Когда распределяли квоты по поставкам мебели для социальных объектов, для чего было выделено бюджетное финансирование, частному предприятию также достались лишь крохи. Хотя оно традиционно занималось поставками бюджетных гарнитуров в школы, больницы и другие учреждения.

Словом, одна из проблем инвестиционного климата страны – создание равных условий хозяйствования. Конечно, в концерн «Беллесбумпром» входят ряд градообразующих предприятий. Но неэффективные производства не могут нести на себе социальную нагрузку. В республике производством мебели занимаются несколько десятков частных производителей. Если предоставить им благоприятные рыночные условия, эти компании смогут и наращивать объемы производства, и создавать новые рабочие места.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter