Своевременная зарплата - не предвыборный трюк

Все в этом мире имеет свою стоимость.
Все в этом мире имеет свою стоимость. А посему требование Президента о повышении зарплаты есть, по сути, самая рыночная из всех поставленных задач. Причем со всех точек зрения. С экономической - потому что рабочая сила, как я уже сказала, имеет стоимость, которая равна затратам на ее воспроизводство. И если мы будем недодавать часть этих средств в виде зарплаты, воспроизводство рабочей силы сократится.

С политической - потому что лидер страны обязан обеспечить главное условие эффективно развивающегося общества - полную занятость населения. А занятость появляется там, где платят.

И, наконец, требование о повышении зарплаты просто морально и справедливо: там, где хорошо платят, - появляются ответственное отношение к труду, заинтересованность, честная отдача работника. Пословица "Работа дураков любит" могла родиться только в то ущербное время, когда низы делали вид, что работают, а верхи делали вид, что платят.

Вот почему требование о повышении зарплаты есть не что иное, как поставленный перед обществом вопрос о заработанной (подчеркну это слово) плате. В этом смысле интересна позиция СМИ. Некоторые газеты, полагающие себя весьма "рыночными", предпочли не заметить этого вопроса, сводя дело к вульгарным рассуждениям о "предвыборных трюках". В принципе, такая позиция понятна: упрощенчества требовала, видно, логика политической борьбы во время недавних выборов, когда пресса заняла "свое" место на баррикадах. Но от прессы ждут все же иного...

А вот что действительно трудно понять, так это позицию некоторых руководителей, которые, видимо, также полагали, что повышение зарплаты - вопрос предвыборной тактики или даже конъюнктуры. Потому тогда напряглись, а сегодня можно и не обращать внимания на подобную "мелочь".

Так или иначе, но сегодня проблема зарплаты вновь обострилась. Значит, ранее кое-где отделались кампанейщиной, привычным рапортованием... А ведь задача стояла - заработать! Стало быть, найти резервы, изучить рынок, научить персонал работать в условиях жесткой экономической обстановки. И потому среди разных руководящих достоинств приоритетным трудовой коллектив будет считать стабильность в жгучем вопросе зарплаты. А иначе чего стоят руководители?

Впрочем, мы вовсе не упрощаем проблему. Сегодня она, конечно, выходит за пределы возможностей того или иного руководителя. И не в том ли суть, что общество сильно поражено вирусом иждивенчества? Полагаю, что эта оценка справедлива. Читаю письмо, поступившее от нашей читательницы Г.Петровской; потом об этой ситуации рассказал и председатель Краснопольского райсовета. Так, 80 человек в селе практически болтаются без дела. Стали власти думать, чем бы их занять. Предложили взять по 4 - 5 бычков на откорм. Пять крестьян согласились. Стоит ли начинать? Предложили тогда другое - как раз подоспел заказ из Молдовы на изготовление креплений для винограда. Из 30 человек на эту работу согласились только пятеро... Может быть, бить баклуши увлекательнее? Да под самогонку, приворовывая у родного колхоза?.. Что, эта картина исключительная?

И вот еще подобная история, уже из другой деревни - Соболи называется. Начальник лесхоза говорит: у меня есть хорошее оборудование, готов обеспечить людей работой и зарплатой. Только при одном условии - в восемь на работу, заканчивать в пять. И не пить. Никто из местных крестьян не подал заявления... Даже посмеялись над таким предложением. Да еще и отшутились в ответ вполне гулаговской остротой: "Не я тот лес садил, не я буду его валить..."

История эта вполне типичная - я услышала ее не где-нибудь, а на "круглом столе" с участием председателей районных Советов. О какой зарплате речь, если кое-где колхозы превратились в филиал собеса, а что может развращать людей сильнее нежелания работать и не встречать при этом общественного осуждения?

Может ли так долго продолжаться? Нет, конечно. Реформирование сельского хозяйства - вопрос практически решенный. Во-первых, непременно должен там появиться собственник. А что касается государственной поддержки, то государство будет вкладывать свои ресурсы туда, где это эффективно, где будет отдача. А что будет с теми, кто возлагает надежды на "авось" и кредиты? Их отпустят "на волю". Сказав при этом, наверное, так: уважаемые друзья! Производите ту продукцию, которую вы продадите. А нет - организуйте товарищества и сами думайте, как вам жить.

Во всяком случае, мне кажется, что только так нужно говорить с теми, кто полагает - иждивенчество дело самое верное... И не только в селах.

Давайте честно признаем: мы получаем сегодня ровно столько, сколько зарабатываем. А еще вернее - на сколько продаем своей продукции.

Что получается? Рабочие одного крупного минского завода недавно вышли на улицу "требовать свою зарплату". У кого? У всех сразу - Президента, мэра города, своего директора. Одним словом: "Начальник, дай! Положено!" А ведь ваша зарплата, господа рабочие, "стоит" на ваших складах. Все, что не реализовано, не продается, не пользуется спросом, - свинчено, скручено, "сляпано" вашими руками. Имеем, что имеем.

Рынок - прекрасный стимул для всех. И для председателя Совмина, и для сварщика пятого разряда. Тут кулаком по столу не стукнешь. А потому давайте все-таки свою зарплату зарабатывать. Тем более она в стране, будем откровенны, не такая уж и плохая. За свои пресловутые "100 долларов" мы получаем эквивалент возможностей, за которые в соседних странах выкладывают и 200, и 300... Спросите у знакомых литовцев и латышей. Мой знакомый вернулся из Японии, очень продвинутой страны. И рассказывал, что самым большим знаком внимания японцев к гостю является... знаете что? Возможность принять ванну первым! Затем в этой же воде моются глава семьи, мать, дети! И это не от бедности: их дом - полная чаша. Но экономят, ибо коммунальные услуги уж очень дороги!

А у нас, напротив, чересчур дешевы. Одна из газет по этому поводу съязвила: 9 сентября народ выбрал тепло в квартирах. Видимо, в этом есть доля истины. Но надо понимать, что и за это тепло приходится платить. Чем? Продукцией наших высокотехнологичных производств. Российские предприятия охотно берут холодильники, телевизоры, тракторы, автомобили взамен за энергетические долги...

Можно назвать еще пяток-другой предприятий, чья продукция конкурентоспособна и пользуется спросом. Вот и получается, что именно они, минские автомобилестроители, солигорские калийщики, жлобинские металлурги, зарабатывают сегодня для себя... и для всей страны. Но такая ситуация не будет длиться вечно. Все сегменты экономики должны соответствовать требованиям рынка. А на лихом кличе "Отдай положенное!" далеко не уедешь.

Все мы являемся звеньями, элементами единого социального организма, где действует вечный закон: ничто никуда не исчезает, ничто из ничего не появляется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter