Свободный подход

Льготы резидентам СЭЗ в некоторых случаях ведут к потерям бюджета

Льготы резидентам СЭЗ в некоторых случаях ведут к потерям бюджета

Белорусские свободные экономические зоны (СЭЗ) – завидные «невесты». О том, что их резиденты будут пользоваться ранее предоставленными преференциями и после создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, было заявлено еще в конце 2009 года. Таким образом, к таким видам «наживки», как льготный режим и хорошая инфраструктура, прибавился еще один – упрощенный выход на огромное пространство для сбыта продукции. Впрочем, делиться своими преференциями с кем попало СЭЗ не собирается: офшорным банкам и импортерам вход сюда закрыт. Здесь ждут крупный бизнес, ориентированный на экспорт и готовый поделиться с государством своими технологиями.

СЭЗ как институт привлечения инвесторов действует в Беларуси уже давно. Хотя многих инвесторов, желающих попасть в эти структуры, сильно смущает стоимость «входного билета», которая составляет 1 млн евро. Но с другой стороны, налоговые льготы — важное подспорье любому бизнесу. В настоящее время в стране действуют шесть свободных экономических зон, на начало 2010 года зарегистрировано 284 резидента СЭЗ, причем 243 из них занимаются промышленным производством. Преференции, предусмотренные для этих компаний, освобождают их от уплаты ввозных таможенных пошлин и ряда налогов на 100 % или на 50 %. Вместе с тем специалисты подчеркивают: 2009 год для СЭЗ вряд ли можно назвать удачным, в большинстве из них резиденты снизили финансово-экономические показатели. У одних уменьшился объем продукции, прибыль, количество рабочих мест, у других — объем экспорта товаров и размер выручки. Почти втрое снизилось положительное сальдо внешней торговли. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 31 % увеличилось количество убыточных резидентов: больше всего их было в СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Витебск».

Недавно деятельностью СЭЗ заинтересовался Комитет госконтроля. Нарушений было обнаружено немало. При проверках 15 компаний вскрыты огрехи в области соблюдения налогового законодательства, порядка ценообразования, ведения бухучета и отчетности, осуществления внешнеторговой деятельности и другие. «Особого внимания заслуживает выявленная ситуация, связанная с уплатой НДС при реализации резидентами импортозамещающих товаров собственного производства. Отдельные компании продают на внутренний рынок импортозамещающие товары как их потребителям, так и организациям, позже экспортирующим эти товары, — отметили в КГК. — Организации, экспортирующие в Россию произведенные в СЭЗ импортозамещающие товары, применяют ставку НДС в размере 0 %, а при экспорте налогоплательщик имеет право на возврат налоговых вычетов. Таким образом, исчисленная резидентом сумма НДС в полном размере подлежит налоговому вычету у организации, осуществляющей экспорт импортозамещающих товаров, выпущенных резидентами, и соответственно возврату из бюджета». Таким образом, специалисты КГК установили: бюджет страны несет прямые потери.

В ходе проверок резидентов СЭЗ был выявлен ряд проблем, требующих урегулирования на законодательном уровне. В частности, таможенная статистика показала: в прошлом году 74 резидентами были ввезены товары, которые вместо использования в инвестиционных целях фактически были выпущены в свободное обращение в неизменном состоянии. Таможенная стоимость товаров составила Br 33 млрд., а таможенные платежи, своевременно не уплаченные резидентами, — Br 7,5 млрд.

В Комитете госконтроля пришли к мнению, что заинтересованным органам необходимо внести в законодательство о СЭЗах серьезные изменения, предусматривающие уплату пени по таможенной пошлине и НДС в отношении товаров, не использованных для реализации инвестиционного проекта и выпускаемых в свободное обращение. Также должны быть исключены случаи отражения в статотчетности объемов выручки от реализации продукции при ее повторной продаже.

Развитие импортозамещающих производств – один из столпов развития СЭЗ. Ежегодно их администрации совместно с резидентами представляют в комитеты экономики облисполкомов предложения о включении выпускаемой резидентами продукции в перечень импортозамещающих товаров. Вместе с тем, как установили специалисты КГК, в стране отсутствует единый источник общедоступной информации об импортозамещающих товарах, выпускаемых резидентами СЭЗ, что приводит к использованию импорта. К примеру, в минувшем году, несмотря на организацию на СП ЗАО «Биган», являющегося резидентом СЭЗ «Гродноинвест», производства колбасной оболочки с нанесением на нее флексопечати, продукт так и не попал в перечень импортозамещающих товаров. Большинство белорусских мясокомбинатов продолжали ввозить в страну ее аналоги. Ситуация изменилась только в начале нынешнего года — отдельные комбинаты все-таки решили поддержать белорусского производителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter