О престиже профессии учителя

Свободная касса

Уж сколько сказано о престиже профессии учителя! Что надо его поднимать, закреплять молодые кадры, поддерживать интерес опытных педагогов... А воз и ныне там! Считается, что все по–прежнему упирается в одно — в зарплату. На днях Яндекс провел исследование: чаще всего у нас ищут в поисковике... заявления на увольнение. Жаль, статистика умалчивает, сколько среди таких интернет–пользователей учителей. По статистике Министерства образования, 7 — 8 процентов педагогов меняют место работы после распределения. Любопытно, куда они уходят? Мигрируют в системе образования? В основном. Подаются в репетиторы? В гувернантки, няни? Отчасти. Заманчивых предложений о работе вокруг, казалось бы, масса. Взять торговые сети, где обещают в разы выше доход, при этом готовы обучить и жильем, и подвозом обеспечить. Только приходи!


Реальность, впрочем, вносит свои интересные коррективы. Ради эксперимента обзваниваю магазины, рекламой которых буквально увешаны транспорт, двери торговых центров. Представляюсь педагогом, только–только отработавшим распределение. Моя «легенда» — мечтаю сменить школьную доску и указку на кассовый аппарат и прилавок. Но только в одной–единственной сети меня готовы тут же принять, месяц обучать, а после предлагают зарплату около 5 миллионов. В остальных после вопроса об образовании дают от ворот поворот. В одном из могилевских супермаркетов сразу предупредили: нет торговой корочки — только на должность укладчика–упаковщика. Зарплата — два миллиона. Правда, слегка обнадежили: есть перспектива — через полгода можно претендовать на продавца, а это от трех миллионов. Чуть больше, конечно, чем у учителя, но писано вилами по воде. В сети же популярных минских супермаркетов на мой вопрос «на какую вакансию можно претендовать с педагогическим дипломом?» девушка откликнулась истеричным смешком, не скрывая раздражения: «Ни на какую. Здесь торговля, а не школа!» И бросила трубку.


Журналисты — люди настойчивые. Через полчаса по этому же телефону позвонила коллега, представилась инженером–строителем. И — о чудо! — ей радушно предложили место упаковщика, уже через месяц посоветовали начать обучение с перспективой места продавца и завидной зарплатой. Выходит, стройплощадкой магазин вполне себе может быть?


Сами учителя такому отношению не удивляются. Вот один из педагогов Осиповичского района пишет в редакцию, что, дескать, есть какое–то распоряжение: без согласования с вышестоящими инстанциями учителей на работу не брать! И он не единственный, кто подозревает, что «здесь вам не школа!» — не мнение отдельно взятой специалистки по кадрам. Хотелось бы, конечно, бывшим педагогам в поисках работы помочь, но как, если они скрываются в интернете под никами и официально никуда не обращаются в борьбе за свои права? Вот и Александр Бойко, председатель Белорусского профессионального союза работников образования и науки, подтверждает: «Вопросы по уровню зарплат идут потоком, телефон не умолкает — это да. Но чтобы жаловались на дискриминацию при приеме на другую работу — в первый раз слышу!» К слову, в департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и соцзащиты вообще считают: работодатель вправе отказать кандидату, который, по его мнению, не соответствует квалификации.


Вот здесь и возникает главный вопрос. Неужели учитель менее «квалифицирован», чем, скажем, выпускник технического вуза или студент–заочник, с горем пополам пытающийся получить диплом психолога? Таких, замечу, в супермаркеты охотно берут. Разве педагогу, например, математику или физику, не под силу освоить пару элементарных операций на кассовом аппарате? Выходит, уже упал не только престиж профессии, но и педагогического диплома, который раньше считался едва ли не самым завидным? Но если дискриминацию по возрасту и месту жительства у нас в ближайшее время собираются пресечь на корню специальным законом, то что делать с такими вот выкрутасами по «дипломному» признаку?


И еще. Сама постановка вопроса «способен ли учитель работать на кассе?» унизительна и нелепа. Не под стать человеку, если, конечно, он шел в профессию по призванию, по зову сердца, постигавшему искусство учить годами, обивать пороги в поисках такой работы. Обществу он может дать неизмеримо больше, чем ленты кассовых чеков. А мы ему должны как минимум вернуть чувство самоуважения. Как максимум — место на пьедестале, о котором так много говорится.


Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter