В послевоенное время реку расширили и углубили, добротно обустроили все вокруг. С годами Свислочь обновлялась лишь точечно, к примеру, очищалась от донных отложений с повышенной концентрацией вредных веществ. В этом году утвердили новый план оздоровления реки и благоустройства территории вокруг. Как изменится состояние акватории, узнаю от Светланы Костян, начальника отдела госконтроля за охраной атмосферного воздуха и водных ресурсов Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Встречаемся на пешеходном мосту у Острова мужества и скорби, или, как его еще называют, Острова слез. Отсюда открывается потрясающий вид на Троицкое предместье. Точке притяжения минчан и гостей города присвоена первая категория историко-культурной ценности, поэтому здесь работы начались в первую очередь.
«В городской черте качество воды в Свислочи в пределах нормы, — собеседница говорит и разглядывает речное зеркало. Лента реки неспешно тянется по бетонно-гранитному руслу. — Немного хуже ситуация на окраине, после выпуска Минской очистной станцией на 1 л речной воды приходится столько же сточной».
Катастрофической ситуации, по мнению Светланы Костян, нет. Тем не менее назрел ряд проблем, которые нужно срочно решать: «Предстоит разработать комплексную схему развития сетей дождевой канализации. На ближайшие четыре года запланированы строительство пяти и реконструкция двух очистных сооружений поверхностных сточных вод. Так в реке окажется меньше взвешенных веществ, нефтепродуктов от транспортных средств, которые попадают туда, стекая с дождевыми и талыми водами».
Прогуливаясь у кромки воды, замечаю мусор. Светлана Костян развивает тему: относительно небольшая река протекает по самому крупному городу страны, и проблема нечистоплотности отдельных граждан налицо. Она вспоминает: «Когда, к примеру, в двухтысячных очищали реку, объем грязи и мусора был равен шести солигорским терриконам. Из воды вытаскивали разное: бутылки, пакеты, монетки, кошельки с раскисшими купюрами, дорогие смартфоны, байдарки, даже снаряды и гранаты».
Неспешная прогулка по набережной завела в популярный сквер Старостинская Слобода. Мост, который соединяет живописное место с проспектом Победителей, будет реконструирован. Что еще доведут до ума к 2020 году, узнаю уже у Ольги Верамей, заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.
«Над планом реконструкции набережной проектировщики корпели не один месяц, — вводит она в курс дела. — Неспроста: новый облик сердца мегаполиса должен гармонично вписаться в окружающую его атмосферу». Перед началом работ специалисты провели серьезные исследования. Как в воде, так и на суше. Определили наиболее аварийные участки: от улицы Я.Купалы до проспекта Независимости, от пешеходного моста к Острову мужества и скорби до улицы Богдановича, от острова до памятника Пушкину. Эта прибрежная зона первой поменяет свой облик. К слову, любимое место прогулок минчан должны открыть в 2018 году.
При обустройстве территории заменят тротуарную плитку, лестницы, малые архитектурные формы, установят биотуалеты, урны, скамейки, разовьют сеть велодорожек и экологических троп. В 2017 году намечено благоустройство прибрежной полосы в районе парка «Дримлэнд»: обновят пешеходные зоны, смотровую площадку. Наглядный пример того, как к 2020-му должен выглядеть оазис среди каменных джунглей, — парк Победы и Лошицкий парк, которые уже реконструированы и радуют посетителей.
Облагородить жемчужину Минска, но в то же время сохранить ее архитектурный облик — важная задача. И предложения на эту тему в исполком поступали на протяжении нескольких лет, рассматривались самые разные варианты восстановления набережной. Александр Акентьев, главный архитектор УП «Минскградо», принимал непосредственное участие в обсуждении плана реконструкции Свислочи. Он считает: виновных в нынешнем плачевном состоянии набережной искать не стоит. Нужно действовать, приложив максимум усилий.
«Утверждать, что десятки лет назад просчитались советские проектировщики, необъективно. Когда задумывалась стройка, они не брали в расчет, что рядом и на небольшой глубине пройдет линия метро. А от подземки идут большие вибрации — бетонные и гранитные конструкции не выдерживают, — рассуждает Александр Акентьев. — К тому же Минск находится в окружении болот. В городе слабые грунты — это еще одна причина обрушения набережной в некоторых местах. Все эти моменты нужно учесть, чтобы впредь визитка города долгое время радовала глаз».
ypopko@bk.ru