Свежо питание?

«Белгоспищепром» предлагает Правительству ввести пошлины на импорт плодоовощных консервов. Мотивация — сложности с реализацией собственной продукции...
«Белгоспищепром» предлагает Правительству ввести пошлины на импорт плодоовощных консервов. Мотивация — сложности с реализацией собственной продукции...

Инициатива в общем–то не новая. Не так давно легпром, к примеру, предлагал ввести пошлины на импорт обуви. К счастью, идея повисла... Рассуждаю в данном случае как потребитель: если передо мной пара туфель фасона прошлого века и стильная новинка, скажем, по 100 тысяч рублей, я, естественно, отдам предпочтение второму варианту. Если раритет стоит 100, а современная модель 200, я подожмусь, но все равно куплю приличный товар. А вырасти цена на импортные ботинки до миллиона, я чуть подкоплю денег, возьму тур выходного дня в Варшаву, Москву или Вильнюс и приобрету там сразу несколько пар обуви на все сезоны себе, жене и сыну. И отдохну, и сэкономлю, и на улицу не стыдно будет выйти...

Никак не могу взять в толк: почему некоторые наши начальники свято верят, что если оградить страну от импорта, то все с удовольствием станут одеваться в ватники, пошитые на соседней улице? Утрирую, конечно, но небезосновательно. Не тот нынче гражданин, чтобы навязывать ему выбор. Прописная рыночная истина: с покупателем надо заигрывать. Приличным качеством, хорошей ценой, ловкой рекламой, красивыми названиями. Почему иностранцы умеют это делать, а наш маркетинг скатывается до примитивных замыслов энергичного устранения конкурентов?

...Изучаю плодоовощной ассортимент крупных минских магазинов. Обошел несколько. У продукции каждого иностранного производителя — свое яркое узнаваемое имя. У наших же — единые брэнды на все случаи жизни. Для капусты — «Капуста», для салата — «Салат», для солянки соответственно «Солянка». Четко, ясно, по–нашенски... И это — креатив? Хотя одну «оригинальную» торговую марку я все–таки заметил. Представьте, трехлитровая банка, внутри которой в желтоватом рассоле плавают крупно порубленные огурцы, кабачки и помидоры. Зрелище, прямо скажу, аппетитным не назовешь. Но на этикетке гордо выведено: «Ассорти белорусское...» Хорошо, что этому шедевру консервного искусства заказан путь на внешний рынок. Какое бы иностранный покупатель обрел представление о нашей национальной кухне, обнаружив на полке супермаркета такой экзотический продукт?

На одном серьезном форуме по упаковке услышал, что почти половина плодоовощных консервов продается в современной таре. Но на витринах нашел продукцию лишь трех наших предприятий, которая по внешнему виду не хуже импортной. Два из них, похоже, — частные фирмы, об этом говорят аббревиатуры ИООО и ОДО. Третий — модернизированный недавно Туровский комбинат. У всех трех вполне симпатичные банки с крышкой на резьбе. Крышка и этикетка выдержаны в одном фирменном стиле. Но рядом экспонаты из прошлого. В основном пол–, либо трехлитровые стандартные закатки. Их содержимое разнообразием не отличается — салаты на капустной основе, томатные соусы, огурцы, помидоры. На фоне разнообразного по форме и расцветке импорта выглядят бледно...

Так где эта «незатоваренная бочкотара»? Возможно, мне ответят: в том и проблема, что из–за засилья импорта ее торговля не берет. Но тогда зачем берет капусту в допотопных поллитровках? Или фасоль, которая, если перевернуть, и на крышку не высыпается? Ведь знают товароведы, что простоит этот «товар» на прилавках до морковкиных заговений, да и уступит место такому же. Но не будь у торговли обязательства хоть как–то содействовать продвижению отечественных товаров, она бы и на пушечный выстрел к своим прилавкам не подпустила «Ассорти белорусское».

Конечно, место под рыночным солнцем можно искать по–разному. Но я задаюсь вопросом: а понимают ли те, кто предлагает перекрыть импорт, какую роют себе яму? Речь даже не о стимулировании развития конкуренцией. Представим нынче нереальное: решение о запрете иностранных консервов принято. И что? Отсутствие на прилавках чужестранных корнишонов подстегнет спрос на огурцы, которыми можно подбивать танки? Напомню еще раз: потребитель нынче иной. Он прочно усвоил: осетрины второй свежести не бывает. Бывает либо свежая, либо с запашком. Причем второй место только на помойке. И вот гипотетическая ситуация. Импорта нет, а капустные салаты все равно пылятся на прилавках. Где тогда искать «вредителей»? Ведь придется отвечать за то, что бездарно переводится колоссальное количество продукции. Зачем выращивать, тратить деньги на допотопную переработку, чтобы потом выбросить? В какие суммы выливаются потери?

Раньше было проще: что не «переварит» торговля, можно отдать под «оборонный заказ». Многомиллионная советская армия оценивала тару лишь с точки зрения прочности и ела практически все. Но времена–то совсем другие. А стереотипы не изжиты. Конъюнктуру сегодня определяет не дружба директора консервного завода с зампотылу ближайшей части. Теперь надо учиться любить, заинтересовывать и даже ублажать покупателя. Чтобы добиться его взаимности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter