Свеча, горящая для всех

Что нужно, чтобы быть хорошим педагогом? Любить свой предмет, но еще больше любить тех, кому его преподаешь.
Что нужно, чтобы быть хорошим педагогом? Любить свой предмет, но еще больше любить тех, кому его преподаешь. Так сформулировал педагогическое кредо В.Ключевский. Насколько подготовка учителей соответствует этой универсальной формуле? Как изменилась педагогическая наука за последнее десятилетие? Об этом корреспондент "СБ" беседует с доцентом кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка кандидатом педагогических наук Лидией КОЗИНЕЦ.

- На наших глазах в педагогической науке произошла настоящая революция. Ведь какой была основная задача советского учителя? Изложить учебный материал. В свою очередь, от ученика требовалось усвоить знания и в точности их воспроизвести. Не более того. Доперестроечную педагогику не случайно назвали авторитарной: отношения учителя и ученика строились, если можно так сказать, по принципу "администратор - исполнитель". В 80-е годы появилось альтернативное направление, в основе которого - гуманизация образования, не диктат, а сотрудничество. Что тут главное? Принципиально новый момент: не учить механическому запоминанию, а развивать способность мыслить.

- Новой школе понадобился и новый учитель...

- Безусловно. Возникла потребность в учителе - профессионале и воспитателе одновременно. Пришло понимание, что нужно развивать в ребятах не только умственные способности, но и духовные качества. Такого учителя советская высшая педагогическая школа не готовила. Нужно было кардинально перестраивать систему подготовки педагогических кадров. Одним из первых о необходимости такой перестройки заговорил замечательный педагог и ученый профессор Адам Гримоть, который почти 10 лет возглавлял кафедру педагогики, был проректором Минского государственного педагогического института им. Горького. Его вклад в становление национальной педагогической науки, в процесс преобразования института в университет трудно переоценить. Адам Антонович досконально изучил зарубежный опыт подготовки педагогов и обогатил его своими экспериментаторскими находками. Именно он предложил перейти на многоуровневую систему подготовки педагогических кадров, и начиная с 1994 года университет стал готовить бакалавров и магистров. Тогда же возник вопрос: чему отдать предпочтение - специальным или психолого-педагогическим дисциплинам? Адам Антонович настоял на золотой середине. То есть мы пошли по пути углубленного научного образования с педагогическим уклоном.

- По большому счету, учитель - это призвание. Как сочетается привычный афоризм с переменами, происходящими в высшей педагогической школе?

- Увы, многие наши студенты откровенно признаются, что поступили в университет ради "корочек". Что поделать, основанием для зачисления абитуриента в вуз является уровень его знаний; психологические нюансы приемная комиссия, к сожалению, не учитывает. Хотя выход из ситуации, на мой взгляд, есть. В начале 90-х в школах появились педагогические классы, где ребята изучают азы педагогики и психологии. К выпуску, как правило, уже ясно, у кого из учеников есть тяга к педагогике, а кому не стоит связывать жизнь со школой. В свое время все учащиеся таких спецклассов сдавали совмещенные экзамены. Позже эту практику отменили. А теперь, по-моему, самое время ее возродить: как показывает практика, фактически все бывшие выпускники педагогических классов после окончания вуза работают в школе.

- И все же, каким должен быть современный сеятель разумного, доброго, вечного, человек, который учит в неспокойное время перемен?

- Я всегда говорю своим студентам: тяга к знаниям в ребенке заложена природой, нелюбознательных детей нет, и от нас, педагогов, зависит, проснется в наших учениках интерес к учебе или нет. Эта формула актуальна во все времена. Кроме того, учитель непременно должен быть эрудитом и просто современным человеком, ведь, скажем, без знания компьютера и иностранного языка авторитета у нынешних школьников не добьешься. Именно поэтому информатику и иностранный наши студенты изучают на весьма серьезном уровне. Очень хочется, чтобы все они были достойными продолжателями педагогики Адама Гримотя. Говорят, учитель - это свеча, которая, сгорая сама, освещает дорогу другим. Адам Антонович без преувеличения и был этой самой свечой. К сожалению, вот уже три года его нет с нами. 17 октября выдающемуся белорусскому педагогу исполнилось бы 65 лет... Мы, его ученики, считаем, что педуниверситет должен увековечить память человека, воспитавшего 30 кандидатов наук и создавшего десятки прогрессивных научных трудов. Уверена, отношение Адама Антоновича к учительской миссии будет примером для многих поколений будущих педагогов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter