Какие инновации можно придумать в сфере охраны труда?

Сумма безопасных технологий

Побывать в роли водителя метрополитена, протестировать уникальный прибор с газовиками, пройтись по строительным бытовкам с условиями люкс… Во Всемирный день охраны труда корреспонденты «Р» заглянули на объекты, где к вопросам охраны труда свой подход – не для галочки.

Лазер детектора легко проходит сквозь стекло и «бьет» на расстояние до 30 метров

В руках у Дмитрия Петухова, слесаря по обслуживанию наружных газопроводов УП «МИНГАЗ», дистанционный детектор утечек метана. Внешне он напоминает большой переносной фонарь. Дмитрий прищуривается и наводит прибор на здание. Раздается звуковой сигнал — детектор сработал, а значит, обнаружена утечка газа. Дмитрий не мешкает и сообщает об аварии по рации. Буквально через минуту подъезжает машина, из нее выпрыгивает бригада службы аварийно-восстановительных работ. Несколько минут — и опасность позади. Пока бригада собирает инструменты, главный инженер СЭОГС УП «МИНГАЗ» Вячеслав Кузнецов объясняет: эта ситуация смоделирована, чтобы показать все преимущества уникального прибора. Обошелся он организации недешево. Но все плюсы налицо. Слесарям по обходу нередко надо проверять загазованность в труднодоступных местах — колодцах, подвалах, частных землевладениях, на заболоченных территориях… А это места, согласитесь, повышенной опасности. Раньше, чтобы проверить загазованность, например,  в частном доме, надо было просить разрешения у домовладельцев. Не всегда они реагировали адекватно. Сейчас, чтобы проверить утечку газа, не надо даже подходить к объекту изучения. Лазер легко проходит сквозь стекло и «бьет» на расстояние до 30 метров. Слесарь наводит детектор в нужную точку — и ситуация видна как на ладони. Кстати, использование детектора — это всего лишь один пример из комплекса мероприятий по охране труда в этой организации. На весь комплекс здесь потратили 56 млрд рублей. Цифры внушительные. Но зато какой эффект! На предприятии сократилось количество мест с вредными и опасными условиями труда на 60,4 процента, обращает внимание генеральный директор УП «МИНГАЗ» Вадим Шолоник.

Начальник Минского городского управления департамента государственной инспекции труда Сергей Ткачев комментирует: «Практика показывает: достижение положительных результатов в вопросах сохранения жизни и здоровья работников как раз и зависит от системного подхода к решению проблем охраны  труда. Все должно быть в комплексе — и формирование у работников культуры охраны труда, и внедрение инновационных разработок, и модернизация производства». 

Едем дальше. Владимир Семашко, начальник депо «Московское» КУП «Минский метрополитен», демонстрирует уникальный тренажер машиниста электропоезда. Этот тренажер — точная копия кабины вагона метрополитена. Огромный экран, пульт управления с кнопками, рычагами, дисплеями, датчиками. Такой тренажер пока единственный в стране. Особенность в том, что с его помощью можно смоделировать абсолютно любые маршрут, ситуацию, погодные явления. Причем изображения проецируются максимально реалистично. 

На тренажере можно смоделировать любую ситуацию

Инструктор по обучению машинистов Василий Заяц водит курсором по экрану: «Например, сейчас мы воссоздадим страшную ситуацию — падение пассажира на путь». Тем временем машинист за тренажером Игорь Ралло начинает движение. Все, как в реальности, — зигзаги туннеля быстро пролетают перед глазами. Глядя на экран, кажется, что действительно путешествуешь под землей. «Станция «Институт культуры», — объявляет голос. Неожиданно на рельсы бросается человек. У меня екает сердце, но машинист успевает остановиться.

Каждый машинист должен проходить тестирование на таком тренажере. Без него к работе не допускают. У кого стаж меньше года, приходят на экзамен каждый месяц, у кого больше года — раз в три месяца. Вообще, требования к машинисту электропоезда метрополитена  внушительные — работа не для каждого. Здоровье должно быть идеальным. Нагрузка на машинистов высока:  работа монотонная, но при этом требующая постоянной концентрации. 

«Поэтому стараемся выполнять все требования по охране труда, — Владимир Семашко устраивает экскурсию по депо. — У нас есть комнаты для приема пищи, для отдыха. Здесь машинисты спят. Обстановка, как видите, домашняя: столы, кровати, шкафы». Бывают ранние смены — и машинист должен быть свеж как огурчик. Есть кабинет психолога. Здесь звучит тихая музыка и стоят два огромных массажных кресла — после смены можно расслабиться. 

Следующий объект нашего интереса — стадион «Динамо», где сейчас идет реконструкция. В данный момент на стадионе трудится более 400 человек.   Обычно на стройках много нарушений, бытовки часто не поддаются никакой критике. Посмотрим, какие условия здесь.  Сергей Ткачев показывает рукой: «Видите, умывальники ничем не хуже, чем дома. Строитель без проблем вымоет руки». В соседней бытовке можно перекусить — стоят скамейки, стол. Везде тепло и уютно. К сожалению, такие условия встретишь далеко не на каждой стройплощадке, замечает Сергей Ткачев. 

Стадион «Динамо» на реконструкции.

Безопасность на рабочем месте, охрана труда — эти категории должны быть на первом месте и у работника, и у руководителя, уверен Сергей Ткачев: «Штрафы, предписания… От этих мер надо постепенно уходить. Организации сами должны быть заинтересованы развиваться и расти. Именно поэтому ежегодно в Минске проводится конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. В планах, чтобы в школах появился факультатив на эту тему. Кстати, в отдельных детских садах мы уже проводим такие занятия. Надо поменять отношение: безопасность на рабочем месте — это далеко не только выключенный из розетки чайник, а охрана труда — не просто табличка на двери кабинета. Эти понятия гораздо шире».

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter