Сумерки прилавка

Над сельской торговлей нависла угроза банкротства: убытки за прошлый год превысили 6 миллиардов рублей.
Над сельской торговлей нависла угроза банкротства: убытки за прошлый год превысили 6 миллиардов рублей. В ближайшее время десятки деревенских магазинов могут быть закрыты. Катализатором этого процесса выступает новый закон об экономической несостоятельности. Правление Белкоопсоюза обратилось к правительству с просьбой о дополнительной финансовой поддержке.

Золотые времена потребительской кооперации, когда в деревню за товаром приезжали даже горожане, канули в Лету. Ныне многие деревенские магазины бедны, поэтому все больше сельчан предпочитают совершать покупки хотя бы в райцентре, где есть рынок с большим выбором товаров и низкими ценами. В прошлом году объем розничного товарооборота потребительской кооперации вырос на 4,3 процента, однако это лишь чуть более половины от объемов десятилетней давности. Особенно тяжелым для нее стал прошлый год. Число убыточных райпо увеличилось в 4 раза. Обострилась ситуация с расчетами.

Жесткая денежно-кредитная политика, в результате которой государство стало считать каждый рубль, лишила отрасль части преференций. По словам председателя правления Белкоопсоюза Виктора Владыко, "в прошлом году кооператоры так и не дождались открытия 6-миллиардной централизованной линии по оплате продовольственных товаров и транспортных услуг, как это предусматривалось". Ситуацию усугубили долги бюджетных организаций, составившие на 1 марта 2,8 миллиарда рублей.

Еще не так давно убыточность сельской торговли Белкоопсоюз "гасил" за счет более доходных отраслей, в том числе производства потребительских товаров. Однако в прошлом году этих источников не хватило. Выпуск хлебобулочных и колбасных изделий, на долю которых приходится большая часть кооперативной промышленности, сократился на 12,8 и 7,7 процента. Не секрет, что жители приграничных районов страны давно предпочитают более дешевый российский хлеб. Кое-где подвозят хлеб частные пекарни. Продукция кооперативных хлебозаводов не выдерживает конкуренции. Требуется их техническое перевооружение. Что до колбасы, то крестьяне, месяцами не получающие зарплату, покупают ее гораздо меньше, чем раньше.

Тем не менее лишиться такой возможности не хочет ни один сельский житель. Как заявил на недавнем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ первый заместитель Премьер-министра Андрей Кобяков, около 40 процентов населения страны завязано на сельскую торговлю, которой нужно адаптироваться к условиям рыночной экономики. Наряду с тем, что потребкооперации принадлежит почти половина магазинов в стране, доля их розничного товарооборота в общереспубликанском масштабе невысока - 12,6 процента. Вряд ли целесообразны затраты на содержание большой сети, особенно с учетом того, что сельское население ежегодно сокращается. Очевидно, в малых населенных пунктах более выгодными будут автолавки. Под модернизацию "магазинов на колесах" правительство готово выделить целевые средства.

Одним из стабильных источников пополнения собственной казны для потребкооперации мог бы быть экспорт, напрямую зависящий от результатов заготовительной деятельности. За 2 последних года закупки сельскохозяйственной продукции и сырья увеличились на 16,7 процента и достигли 88,4 процента к объемам 1990 года. Однако кооператоры давно перестали быть "законодателями мод" на заготовительном поприще. Теперь условия игры диктуют там коммерсанты. К примеру, в прошлом году в Гомельской, Минской и Могилевской областях потребкооперацией вообще не заготавливались дикорастущие плоды и ягоды, грибы. Подобная ситуация и с другой сельхозпродукцией. Так, из всей выращиваемой на частном подворье продукции кооператоры закупили только 12 процентов мяса, 1 процент картофеля, 27 - овощей, 29 - фруктов, 29,2 - кожевенного сырья. Отсюда и результаты: в республиканском внешнеторговом обороте доля потребительской кооперации составляет всего 0,2 процента.

Похоже, что в нынешнем году кооператорам не станет легче. По словам Андрея Кобякова, из 2,5 триллиона кредитов, предусмотренных правительством на этот год, торговля и общепит получат 1,5 триллиона. Однако, в отличие от прежних лет, торговые предприятия смогут использовать эти деньги только на закупку товаров отечественного производства. Как добыть импортный товар - дело самой торговли. Потому успех каждого сельского магазина и отрасли в целом, очевидно, будет зависеть от расторопности и использования всех внутренних резервов. Давно подсчитано, что только за счет правильной организации работы и дисциплины затраты можно уменьшить на четверть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter