Судья

Историю творят люди. Эта затасканная от бесконечного употребления фраза верна и для футбола.
Историю творят люди. Эта затасканная от бесконечного употребления фраза верна и для футбола. В нем и вокруг него бушуют страсти под стать шекспировским. Вадим Жук давно вошел в историю белорусского футбола, а в нынешнем году, как ни диковато это звучит, сам становится историей. Для него как действующего футбольного арбитра сезон-2002 - последний.

Таковы правила. 50 лет - предельный возраст для арбитра. И пусть Вадим Дмитриевич сегодня в прекрасной спортивной форме и отменном жизненном тонусе - последний для него матч, увы, неизбежен.

- Что поделаешь. Этот год для меня как арбитра последний. И конечно же, хочется отработать его достойно. Поэтому очень ответственно отнесся к подготовке к сезону - ежедневно физзарядка, кроссы. Сбросил килограммов 10 веса, так что ощущаю себя отлично.

В федерации футбола, где мы беседуем с Вадимом Жуком, царит обычное оживление. Разговаривать сложно, особенно когда твой собеседник ежеминутно кому-то нужен, но тем не менее мы, как по лесенке, поднимаемся от начала судейской карьеры Вадима Дмитриевича к будущему последнему матчу арбитра международной категории.

- Первый официальный матч? Конечно, помню. Был это 1976 год и игра первенства республики. Речица играла с Молодечно. Я как молодой арбитр начал с республиканских соревнований, с 1977 года судил всесоюзные юношеские турниры, через год - вторую лигу, в 81-м - первую и с 1982-го обслуживал встречи в высшей лиге.

- Вы тогда были самым молодым среди арбитров, судивших матчи сильнейших команд СССР. Не боязно было?

- Никогда не боялся допустить ошибку, всегда был в себе уверен. И если, например, многие арбитры опасались судить матчи в Москве, где всегда много начальства, журналистов и любой недочет сразу становится предметом обсуждения, то я там работал с удовольствием. Тяжело было в Закавказье, Средней Азии. Там климатические условия трудные - жара, кроме того, испытываешь большое психологическое давление: болельщики очень агрессивные, а стадионы всегда заполнены до отказа.

- Помню, когда-то у вас был конфликт с руководством ЦСКА после матча с "Пахтакором", и Жука одно время не назначали на игры с участием армейцев. А какие команды вы судили с удовольствием?

- Кстати, тогда я сам попросил, чтобы меня не назначали на матчи ЦСКА; а всегда нравилось судить киевское "Динамо", где играли прекрасные футболисты Блохин, Бессонов, Буряк и другие, московские "Спартак" и "Динамо". Часто приходилось обслуживать принципиальное динамовское дерби - Киева и Москвы. Для меня очень неудачным оказался финал Кубка СССР 1989 года между московским "Торпедо" и "Днепром"...

- Но ведь тогда, по-моему, ошибся боковой арбитр?

- Да, в том эпизоде была ошибка судьи на линии, но я доверился ему и принял неправильное решение, которое повлияло на исход финального матча...

Ошибки, действительно, случаются у каждого. Мы помним, как ошибался "фантомас из Италии" - Пьерлуиджи Колина, которого называют сегодня лучшим арбитром мира, как наказал в прошлом году россиян англичанин Грэм Пол, вошедший тем не менее в число судей чемпионата мира в Японии и Корее.

В 1995-м мне поручили судить дополнительный матч между Голландией и Ирландией за право выступать в финальном турнире, голландцы заявили протест и требовали заменить судей. Мол, они с белорусами выступали в одной отборочной группе (помните знаменитую победу наших в Минске?) и сомневаются в объективности судейской бригады из Беларуси. Но УЕФА его отклонил, и голландцы выиграли. Клюйверт забил 2 гола, а к нам никаких претензий.

- Судейская тема всегда актуальна, на арбитров не прочь списать свои неудачи футболисты и тренеры. Вам как ответственному работнику федерации, пожалуй, потруднее других.

- Я всегда говорю, что футбол - это игра, а судьи - живые люди, они тоже могут ошибаться, как и футболисты. Я понимаю, что я не должен давать ни малейшего повода усомниться в моей квалификации. А это значит, что в психологическом плане приходится вдвойне труднее. Арбитр - своего рода психолог на поле, на принятие решения отводятся секунды, и надо чувствовать суть игры, чтобы оценить обстановку. Опытный арбитр задолго до матча начинает к нему готовиться. Учитываются буквально все мелочи: как играют эти команды между собой, какое место занимают, насколько важен матч, как ведут себя футболисты...

Пожалуй, в этом месте мы прервем наш разговор. Вадим Дмитриевич - это находка для журналиста. Общителен, доброжелателен, точен, всегда уделит внимание. Причем как начинающим "акулам пера", так и мэтрам. Да и последний матч арбитра Жука еще не скоро. Осенью. Задумки соответствующие есть. Чтобы получился он торжественным и красивым. Достойным завершением прекрасной карьеры замечательного мастера своего дела.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter