Судьба врача общей практики

Откуда берутся очереди в поликлиниках?..

Откуда берутся очереди в поликлиниках? Врачей на 10 тысяч населения у нас вдвое больше, чем в странах Евросоюза, но и нагрузка на них выходит двойная. Подсчитано, что каждый из нас обращается к доктору в среднем 13 раз в год. Цифра, конечно, сродни «средней температуре по больнице»: пока одни попадают в кабинет пару раз по крайней необходимости, например за больничным, другие захаживают туда как на работу и бронируют талоны пачками. Появилось даже выражение «профессиональный пациент»! Сами медики говорят, что около 30 — 40 процентов обращений к ним ничем не обоснованы. Что же кроется за этой цифрой?


Доктора на все руки


Стоило грянуть морозу, количество вызовов на дом возросло. Врачи ведь обязаны реагировать на все обращения. Зачем, считают многие, самому идти по холоду, ждать у кабинета, когда можно, не напрягаясь, получить все и сразу? Главврач 20–й минской поликлиники Вадим Будник приводит условия задачи, которую участковые вынуждены решать постоянно: на визиты в день отведено два — два с половиной часа, по идее, этого времени хватит на 5 — 6 посещений, а заявок–то поступило 20. И проигнорировать нельзя ни одну. Как же быть? «Врачи, особенно те, которые годами работают на участке, обзванивают тех, кто вызвал на дом. Выясняют подробности, составляют шкалу приоритетов, к кому нужно прийти раньше, к кому — позже, а какая–то заявка, возможно, и снимется». Некоторые пациенты недовольны таким подходом: мол, зачем вы звоните, придете и поговорим. Но на него пошли целенаправленно, чтобы разгрузить врачей.


Пенсионеры — треть подопечных этой поликлиники, больше, чем в среднем по Минску. И это накладывает свой отпечаток. Конечно, определить, нужен ли действительно визит на дом, порой сложно. Но Вадим Леонидович делится и таким наблюдением: часто к врачам обращаются просто потому, что они более доступны, чем социальные службы. Пожилым, особенно одиноким, не хватает общения, внимания. Одно время поликлиника даже подготовила памятки для таких с полезными телефонами, в том числе и доверия, их вручали во время посещений. Ведь порой человек преклонного возраста даже не в курсе, куда еще можно обратиться! Если доктор обнаруживает пациента в социально опасном положении, у него холодно, нечего есть, то информирует соответствующие службы.


Очевидно, что если лет 10 — 15 назад врачи занимались исключительно лечением, то сегодня им приходится решать и социальные вопросы. Вадим Будник приводит пример: «Вот свежий случай. Нам позвонили из соцслужбы. В доме по ул. Харьковской ведется капремонт, меняют окна, а в одной из квартир живет инвалид I группы. Боятся, что она замерзнет, и просят определить ее в стационар. Спрашиваю: а показания для госпитализации есть? Конечно, мы посылаем врача, но если пациент требует лишь ухода, зачем его класть в больницу? Наверное, это неправильно. Должны быть и другие варианты, например интернат». Иногда врача вызывают на дом просто для того, чтобы он выписал рецепт. А ведь, по идее, и за ним мог бы прийти в поликлинику соцработник, если пожилой человек одинок.


Что касается «профессиональных пациентов», требующих к себе доктора по поводу и без, то на сегодня нет механизма, позволяющего врачу отказать, даже аргументированно. Например, одна из таких пациентов названивает главврачу или начмеду ежедневно, требуя, чтобы ее регулярно посещал один и тот же доктор. И даже зная, что лечение назначено и за сутки ситуация поменяться не могла, ей вынуждены идти навстречу. Ведь стоит в чем–то не сойтись с таким настырным клиентом — пойдут жалобы в комитет по здравоохранению, на «горячую линию» Минздрава, и в итоге он все равно своего добьется...


Скидка на возраст


В поликлинике № 27 — около десятка пациентов, идущих к врачам как на работу. Берут несколько талонов в месяц к терапевту, лору, окулисту, неврологу, хирургу... На вопрос «зачем столько?» отвечают: «Ой, у меня ж все больное!» «Конечно, это пожилые люди, и чаще всего у них букет болезней. Но если потребуется повторный прием у специалиста, он сам назначит время. Мы проводим беседы с такими пациентами, объясняем, что своей перестраховкой они лишают доступной медицинской помощи других посетителей», — главврач поликлиники Оксана Попченко признает, что иногда доходит до смешного: заказывают, например, к неврологу три талона на разные дни недели, на всякий случай — а вдруг забудут или с дачи не успеют вернуться!


Говорят, старики — что дети. Могут пять раз прийти с одним и тем же вопросом, забыть, что назначено, потерять рецепт, бумагу, где написано, что и как принимать. Порой не в состоянии сформулировать жалобы: сегодня пришел посетовать на сердце, завтра вспомнил, что нога болит, послезавтра — голова. «Многие заболевания, как мы видим, имеют психосоматическую природу. И к доктору обращаются, чтобы восполнить дефицит общения. Ему, как исповеднику, на приеме расскажут все семейные проблемы. К участковому, если он работает давно, — особая степень доверия, его воспринимают почти как родственника, знают, что дальше информация не пойдет, ведь есть врачебная тайна. Можно сказать, — резюмирует Оксана Владимировна, — что каждый врач у нас в своем роде психотерапевт».


Еще одна причина частых визитов в поликлинику — нежелание выполнять рекомендации врача. Одну таблетку выпил — стало легче, а остальные и не стал. Мол, зачем пить эту химию, сажать печень и почки. А ведь многие заболевания требуют постоянного приема лекарств, чтобы избежать обострений. Когда же базовой терапии нет, они неизбежны, что, конечно, добавляет медикам работы. Трудно уговорить обследоваться и лечиться и злоупотребляющих алкоголем, потому что лекарства порой стоят больше, чем бутылка. В итоге — здоровье все хуже, а обращений все больше. В поликлинике готовы помочь решить и эти специфические проблемы, например направить в наркодиспансер. Но выполнять рекомендации врача, не пить и не курить сложнее, чем требовать немедленной починки дающего сбои организма, — такой вот «вывихнутый» подход наблюдается к заботе о собственном здоровье.


Прямая речь


Валентин Русович, координатор программ ВОЗ странового Бюро ВОЗ в Беларуси (в прошлом — врач общей практики):


— На мой взгляд, необоснованными можно считать посещения для того, чтобы открыть или закрыть больничный. Как правило, идут люди с ОРВИ, простудой, которая пройдет сама максимум за неделю, — это доказывает то, что в большинстве случаев больничные закрываются через 5 дней. Но вместо того чтобы отлежаться дома, человек едет через весь город, разносит инфекцию, сидит под дверью кабинета... Или вызывает доктора на дом, и тот во время, скажем, подъема заболеваемости гриппом выполняет по 30 визитов в день. А все потому, что больничный надо открыть в первый день заболевания. Во всех странах количество визитов на дом сокращается, у нас — увеличивается. Как и очереди у кабинетов, потому что на прием пришло в два раза больше людей, чем ожидалось, а планировать посещения участкового врача по записи при такой форме регистрации больничных листов нельзя. Большинство стран пришло к такой системе: первые пять дней болезни оплачивает работодатель, он же и осуществляет контроль за больничным листом. Простыл — достаточно утром позвонить на работу и предупредить, что заболел. Конечно, если есть подозрения, что это не банальная простуда или грипп, — всегда есть возможность обратиться к врачу. Если болеешь дольше — выплаты идут уже из фонда соцобеспечения. Наша нынешняя система выдачи больничных очень громоздкая, ее надо менять — это несложно и будет выгодно всем: и пациентам, и докторам, и работодателям. Меньше нагрузки было бы на фонд социальной защиты, поднялся бы престиж здоровья, увеличились бы заработки людей за счет снижения отчислений в фонд социальной защиты (ведь работодатель берет на себя часть рисков). А когда отпадет необходимость обращаться к врачам, чтобы зафиксировать дни начала и окончания заболевания, у них появится время и на пожилых. Во всем мире основные пациенты — дети и старики. Продолжительность жизни растет, и людей преклонного возраста все больше, больше и проблем одиночества в пожилом возрасте, и депрессий. Психологическая помощь врача, который знает про пожилого пациента почти все, здесь неоценима.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter