В воскресенье в македонском Скопье состоялась многотысячная акция протеста

Стрельба по-македонски

В минувшее воскресенье в македонском Скопье состоялась многотысячная акция протеста
В минувшее воскресенье в македонском Скопье состоялась многотысячная акция протеста, которая грозит перерасти в долговременную политическую дестабилизацию в этой балканской стране. Организаторы ее заявили о намерении развернуть палаточный городок и устроить бессрочную акцию, пока не будут удовлетворены их требования. В происходящем здесь многие уже увидели знакомый почерк очередного «майдана».

Основное требование протестующих — отставка действующего кабинета министров, возглавляемого Николой Груевским, который занимает пост премьер-министра уже 9 лет. За это время у многих жителей действительно накопилось немало претензий. Македония считается одной из беднейших стран Европы, уровень безработицы достигает здесь 28%, что провоцирует исход населения в поисках лучшей доли, в первую очередь в страны Евросоюза. Поэтому почва для протестных настроений в Македонии объективно присутствует.

Главным мотором и организатором  выступлений стала ведущая оппозиционная партия Социал-демократический союз Македонии, возглавляемая Зораном Заевым, который, очевидно, и метит в премьер-министры страны после отставки действующего кабинета.

Впрочем, помимо внутренних предпосылок, в происходящем в Македонии усматривают влияние и внешних сил. Собственно, «цветные революции» всегда проходят по схожему сценарию, когда внешние кураторы используют внутренние противоречия таким образом, чтобы организовать и направить протесты в выгодное им русло и привести к власти нужных политиков.

Именно так и работает технология «мягкой силы», позволяющая брать под контроль те или иные страны без прямого военного вмешательства или грубого политического давления. Схема получается примерно следующая. Против слабого коррумпированного правительства, которым недовольна значительная часть населения, организуется активная подрывная работа со стороны разного рода гражданских организаций и оппозиционных движений, как правило, имеющих внешние источники финансирования. Умело манипулируя протестными настроениями, они организуют массовые протесты в центре столицы, загоняя действующее правительство в тупик. В случае применения силы против протестующих это позволяет внешним игрокам начать прямое давление на правительство, вынуждая его идти на уступки, что раньше или позже неизбежно приведет к отстранению его от власти. Если же действующие власти отказываются от силового сценария, тогда продолжается эскалация протестов (зачастую при помощи организованных провокаций), ситуация выходит из-под контроля и заканчивается политическим переворотом. 

Дестабилизация в Македонии опасна осложнениями на межэтнической почве. Процентов 25 населения страны составляют албанцы, и отношения между ними и славянским большинством далеки от благополучных. В 2001—2002 гг. здесь уже имели место масштабные столкновения на межэтнической почве. Памятуя косовский прецедент, в стране всерьез опасаются албанского сепаратизма и проекта «Великой Албании» — объединения Албании, Косова и населенных албанцами районов Македонии, Черногории и Сербии.

Похоже, что раскачивание межэтнических отношений уже началось. В город Куманово — «столицу» македонских албанцев 9 мая вторгся отряд боевиков из Косова. В результате столкновений, продлившихся 2 дня, городу был нанесен серьезный материальный ущерб, пострадали десятки полицейских, 8 сотрудников правоохранительных органов погибли. 

На происходящее в балканской стране успел отреагировать необыкновенно активный в последнее время МИД России, где уверяют себя и других, что дестабилизация там обстановки может быть связана с усилением пророссийского вектора в политике. Македония, которая вместе с Сербией и Боснией не первый год топчется в «предбаннике» ЕС, мало что получила от своего «европейского выбора». Поэтому, стремясь уйти от односторонней зависимости от евроатлантического сообщества, здесь всегда поддерживали российские инфраструктурные проекты на Балканах. Так, Македония проявляла большой интерес к «Турецкому потоку», который должен прийти на смену несостоявшемуся «Южному».

Напряжение в этой стране, грозящее дестабилизацией всех Балкан, не несет ничего хорошего и ЕС. Это будет означать формирование дуги нестабильности, которая протянется от Украины до Балкан, таким образом, охватывая весь юго-восточный контур ЕС. Завязнув в хитросплетениях своей восточной политики, Евросоюз серьезно рискует своим будущим, давая в руки евроскептикам, которые и так находятся на подъеме, дополнительные козыри.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter