Стратегия следующего шага

Идеи либерализации активных рыночных реформ красной нитью проходят через программу действий правительства Геннадия Новицкого, которую Премьер-министр в ближайшие дни представит парламенту.
Идеи либерализации активных рыночных реформ красной нитью проходят через программу действий правительства Геннадия Новицкого, которую Премьер-министр в ближайшие дни представит парламенту. Стремления к либеральным преобразованиям в сфере налоговой политики, системе оплаты труда и пенсионного обеспечения, отношениях собственности и т.д. звучат непривычно, но многообещающе.

Скептики утверждают: мол, опыт государств с переходной экономикой показывает, что активные реформы всегда сопровождаются временным экономическим спадом. Или как минимум замедлением роста. Если учесть, что в последние годы процесс серьезных трансформаций в нашей стране стагнировал, то вполне резонно предположить, что его форсирование не может не затормозить рост некоторых макроэкономических показателей. Ведь придется банкротить и санировать убыточные предприятия, определять их рыночную стоимость, оценивать ликвидность продукции и т.д. Все это вкупе с иными мероприятиями не может не наложить отпечаток на общеэкономическую картину в государстве.

Однако показатели, заложенные в Программу социально-экономического развития республики на 2001 - 2005 годы, напротив, предрекают весьма активный экономический рост. Только по прогнозу на будущий год ВВП вырастет на 4 - 5 процентов, производство продукции промышленности - на 5 - 6, сельского хозяйства - на 3 - 4, реальные денежные доходы населения увеличатся на 5 - 6 процентов, а инвестиции в основной капитал - на 6 - 7. Далее, до конца пятилетки прогнозируется не меньший темп ежегодного прироста всех этих показателей. Таким образом получается, что новому правительству нужно серьезно потрудиться, чтобы балансировать между активными реформами и необходимостью обеспечить высокий рост экономики.

Проблемы очевидны уже в начале пути. И одна из главных - стартовые позиции, с которых придется начинать. На это обращает внимание спикер нижней палаты парламента Вадим Попов во время недавнего обсуждения программы в правительстве. Что мы имеем? При прогнозе роста ВВП на этот год на уровне 5 процентов за 10 месяцев этот показатель достиг только 3. Отстает и производство промышленной продукция, 1 процент прироста которой дает 0,3 процента увеличения ВВП. И первый заместитель министра экономики Николай Зайченко констатирует, что для вывода этого показателя на запланированный годовой уровень необходимо в ноябре - декабре обеспечить его рост на 14 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года. Наверное, если включить форсаж административного ресурса, это возможно. Но для чего? Для того чтобы резко прыгнули вверх складские остатки? За это ведь с руководителей предприятий и отраслей тоже спрашивают строго.

Еще более тревожна ситуация в сельском хозяйстве. Годовой прирост производства в отрасли должен составить 4,5 процента. Однако по итогам трех кварталов аграрии выпустили только 99,5 процента продукции к уровню такого же периода прошлого года. Ну а что касается инвестиций, то здесь, по большому счету, пока комментировать нечего...

Тем не менее правительство настроено решительно. Геннадий Новицкий призывает коллег к безусловному выполнению прогнозных показателей работы экономики на этот год. Он считает, что для серьезной работы нужна прочная стартовая площадка. С этим трудно не согласиться. Но с другой стороны, прочность основ и количественные показатели - понятия не всегда тождественные. И отсюда вопрос: что считать опорой? Подогнанные любой ценой под необходимый результат цифры или все же обоснованную оценку реальной ситуации. Дилемма, однако. И ошибка здесь может стоить многого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter