Стратегия профилактики "громких дел"

В начале нынешнего года, принимая с докладом председателя КГК Анатолия Тозика, Президент дал оценку деятельности этой структуры в минувшем году: "Комитет госконтроля состоялся".
В начале нынешнего года, принимая с докладом председателя КГК Анатолия Тозика, Президент дал оценку деятельности этой структуры в минувшем году: "Комитет госконтроля состоялся". Прежде всего имелось в виду, что главное контрольное ведомство в основном сумело выполнить ту задачу, которую ставил перед ним Президент, - усилить аналитическую функцию, формулировать причины негативных процессов, предлагать пути решения назревших проблем.

Весомым доказательством состоятельности комитета могут послужить многие факты и цифры, прозвучавшие в докладе Анатолия Тозика на итоговой коллегии, прошедшей в конце минувшей недели. 240 аналитических записок направлено Президенту, 100 - Совету Министров, а это и есть те самые материалы (подчас и секретные), в которых заключаются и формулировки, и пути решения. Есть еще один красноречивый показатель: в ходе 90,6 процента проведенных проверок вскрыты нарушения. Это вовсе не означает, что так уж все черным-черно, просто шли контролеры не наобум, а по следу, зная и предполагая, что по заранее вычисленному адресу нарушения имеются. Точности прицела впредь будет способствовать новая структура КГК - департамент финансовых расследований. Такой инструмент, как оперативно-розыскная деятельность, имеющийся в арсенале сотрудников ДФР, позволит в дальнейшем цели выбирать масштабные, не тратя потенциал на стрельбу по воробьям. Новый уровень освоения информационных технологий также сказался на глубине расследований: в минувшем году в комитете была внедрена система компьютерного отслеживания валютных потоков. Вошло в обиход понятие "комплексная проверка", когда изучение объекта велось разносторонне, с привлечением специалистов узкого профиля. Именно использование этого метода позволило выйти на общественно значимые результаты при исследовании субъектов хозяйствования: предприятий стекольной промышленности, ПО "МТЗ", ЗАО "Атлант", Гродненской табачной фабрики, Белорусского металлургического завода, концернов "Беллегпром" и "Белмашприбор", Белорусской железной дороги. Каждый из этих сюжетов действительно вывел на актуальные экономические проблемы, в том числе законодательного характера.

Подтверждением иного качества работы Комитета госконтроля стало и признание вице-премьера Сергея Сидорского, который, выступая на коллегии, подчеркнул: "Правительство хотело бы иметь ваши фундаментальные наработки по акцизным товарам, посредническим фирмам, "теневикам". То есть аналитические умозаключения востребованы для использования в управлении макроэкономическими процессами. Еще цитата, для пущей убедительности, из уст госсекретаря Совета безопасности Геннадия Невыгласа: "КГК внес существенный вклад в дело национальной безопасности".

Взнос этот (в обобщенном виде, без конкретизации и детализации) можно определить так: за минувший год госконтроль приблизился к ядру негатива, который отнюдь не лежит на поверхности. Что же вырисовывается там, где всего горячее? Каналы перетока ресурсов из легальной экономики и обратно (элементы присутствуют в уголовных делах, возбужденных после проверок на знаменитых государственных предприятиях). Незаконные финансовые сделки, фиктивное предпринимательство и прочие явления такого рода (рассмотрение "под микроскопом" более 120 недобросовестных фирм-однодневок значительно пополнило представление об этой сфере). "Теневой" бизнес в целом и схемы "теневых" оборотов капитала в частности (по мнению членов коллегии КГК и их высоких гостей, там вращаются средства в объеме одной трети национального ВВП).

Еще одно представляется очень значимым наблюдателю итоговой коллегии. Если бы госконтроль не сумел, не успел, не осилил аналитического подхода в 2001 году, то он, пожалуй, отстал бы от жизни, как говорится, навсегда. Теперь, когда в повестке дня стоят акционирование и приватизация, реформа АПК и иные не менее сущностные преобразования, опыт минувшего года пригодится как нельзя лучше. Способствовать процессам развития - так формулируется цель текущего года. Эту мысль в заключительном слове на коллегии Анатолий Тозик выразил фразой: "Экономика не должна о нас спотыкаться". И в развернутой реплике по поводу принципов контроля деятельности руководителей сельхозпредприятий подчеркнул, что необходимо признавать за инициативными новаторами право и на риск, и на ошибку (за исключением той "ошибки", когда из чисто корыстных побуждений личный карман путают с коллективным или государственным).

На коллегии прозвучали и привычные показатели работы КГК: по итогам более 10 тысяч проверок в правоохранительные органы передано 214 материалов и возбуждено 151 уголовное дело; к административной ответственности привлечено 9,4 тысячи работников; привлечено к дисциплинарной ответственности более 11 тысяч человек, в том числе 676 освобождено от должностей. Однако и количество наказанных, и объемы санкций, и возвращенные в казну суммы в контексте разговора, состоявшегося на коллегии, не были ведущей темой, а служили лишь исходным материалом для более четкого выстраивания стратегии профилактического и созидающего контроля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter