О премьере в театре кукол "Интервью с ведьмами"

Страсти в Гримм–уборной

Сказки — благодатный материал для режиссерской фантазии. Автор чаще всего уже в могиле, претензий за вольное обращение с литературным первоисточником не предъявит. Сюжеты — Шекспир обзавидуется. Молодильные яблоки, живая и мертвая вода, привидения, духи, запретная комната или заброшенный домик в деревне. Есть где разгуляться. Может, потому к сказкам время от времени обращаются постановщики самых разных направлений. Все волшебные истории лежат на дне памяти людской, в них запечатлены исконные архетипы и сюжеты, которые интерпретируются не один век. Злая мачеха, мечтающая сжить со свету единственную дочь–кровиночку какого–нибудь деревенского простофили, дурак король, не видящий дальше собственного носа, симпатяга лесоруб, дающий отпор нечистой силе. По сути, нынешние сериалы — интерпретация одних и тех же сказок. Но обращается к ним и интеллектуальное искусство.

Голландский режиссер Алекс ван Вармердам снял кино «Новые сказки братьев Гримм», где перенес действие в современность. В Театре наций американский режиссер Роберт Уилсон недавно поставил с Евгением Мироновым в роли рассказчика неоготические «Сказки Пушкина», стоимость билетов на которые равняется стоимости прихожей в квартире в спальном районе.

Детские сказки — альфа и омега детского репертуара Белорусского государственного театра кукол. Теперь в афише появились «сказки для взрослых». Премьеру «Интервью с ведьмами» по сказкам братьев Гримм поставил известный молодой режиссер Евгений Корняг. Для тех, кто следит за творчеством Корняга, премьера «Интервью с ведьмами» — естественное звено в творческой эволюции возмутителя спокойствия и идейного колебателя духовных скреп. Тех же, кто с его творчеством соприкоснется впервые, премьера может несколько ошарашить и сбить с панталыку.

Режиссер купается в эстетике черного юмора и гротеска. Сначала предлагает нам спектакль «пресс–конференцию», потом спектакль–концерт, потом спектакль–сновидение, никакую из форм не доводит до конца, все бросает на полдороге и выворачивает наизнанку.

Действие происходит вне времени и пространства. Три главные героини, порой перебивая друг друга или даже наводя порчу, рассказывают свои «женские истории», в которых угадываются отдельные сюжеты сказок братьев Гримм. Тут все как полагается: умерщвление младенцев, отрубленные руки, скелет, если не в шкафу, то в петле. Он появляется тут несколько раз и в конце концов вместе с черными шарами исчезает под доносящегося откуда–то из преисподней Льва Лещенко.

Женский актерский ансамбль крайне интересен. «Интервью с ведьмами» — спектакль–вызов, и нужно иметь определенное творческое мужество, чтобы отправиться в неожиданное плавание и довериться режиссеру. Но с такими ведьмами можно и «Иствикских ведьм» Апдайка и «Вий» Гоголя смело ставить. Анна Господарик, Наталья Кот–Кузьма и Светлана Тимохина, браво!

Ближе к финалу видно: режиссер вспоминает, что любой спектакль должен все–таки не только быть изобретательным аттракционом, но и нести еще какую–нибудь, как ни странно, но мысль. Поэтому последние полчаса «Интервью с ведьмами» пытаются выйти на обобщение, протянуть смысловую нить сквозь века — от сказок братьев Гримм до ужасов Второй мировой войны, именно этот отрезок спектакля выглядит чуть искусственным. Зрителю предлагают вдруг переключиться с черного юмора и саркастических преувеличений на оптику серьезного социального театра.

Тем не менее при всех шероховатостях спектакль прекрасно вписывается в эстетику изобретательных и непредсказуемых постановок театра кукол для взрослых. Он наполнен здоровой агрессией и совсем не скучен. Евгений Корняг пугает, а нам не страшно, и даже по большей части весело. Поддержавший постановщика невозмутимый главный режиссер театра Алексей Лелявский, и не такое повидавший на своем веку, наверное, вслед за Гоголем вполне может сказать: «Так у нас, Женя, каждая баба в труппе — ведьма».

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter