Страсти по испорченной бумаге

Почти каждое утро по дороге на работу я встречаю мужчину неопределенного возраста, социального положения и места жительства, направляющегося в ближайший приемный пункт с неподъемной связкой старого картона и бумаги за плечами.
Почти каждое утро по дороге на работу я встречаю мужчину неопределенного возраста, социального положения и места жительства, направляющегося в ближайший приемный пункт с неподъемной связкой старого картона и бумаги за плечами. Таких собирателей немало. Они подчистую освобождают свалки от бумажных отходов. Однако, похоже, стихийно сложившейся идиллии приходит конец.

Государство в лице концерна "Беллесбумпром" намерено вмешаться в свободный доселе рынок. Вскоре предложения о введении обязательного госзаказа на макулатуру и лицензировании этого вида предпринимательской деятельности поступят в правительство, подкрепленные набором самых увесистых аргументов. Вот они. Ежегодно целлюлозно-бумажные фабрики Беларуси 40 тысяч тонн макулатуры, или треть от потребности, завозят из России. Там это ценное сырье на 20 - 30 процентов дороже. В то время как дешевая местная макулатура движется в прямо противоположном направлении.

Ее усиленно собирают структуры Минжилкомхоза, специализирующиеся на вывозе мусора, Белкоопсоюз. И коммерсанты. Они-то как раз и портят статистику. Мобильны, могут поднять цену на 5 - 10 процентов против белкоопсоюзовской, перехватывают потоки макулатуры и вывозят ее в Прибалтику, Россию и Украину. Туда, где больше платят. Причем сколько этих "диверсантов", в концерне "Белресурсы", назначенном координатором сбора вторсырья, затрудняются ответить. Регистрация частных сборщиков идет на уровне местной "вертикали". Но оценочно из страны уходит солидный куш макулатуры, способный перекрыть все потребности целлюлозно-бумажной отрасли. Это беспокоит концерн, директоров предприятий, а значит, не может оставить равнодушными структуры государственного управления. Из тонны макулатуры элементарно получается тонна бумаги, причем даже такой высококачественной, как обойная. На языке цифр это означает, что 65 тысяч белорусских рублей в результате усилий химиков-бумажников легко превращаются... в полторы тысячи долларов. Именно столько стоит тонна обойной бумаги на мировом рынке.

Вот только упомянутый в начале этого материала сборщик макулатуры говорит о том, как невыгодно сдавать бумагу Белкоопсоюзу и прочим окологосударственным структурам: "Там вместо денег предлагают мыло, шампунь, туалетную бумагу. А мне есть хочется!"

"А что нам остается делать? - парирует начальник отдела заготовок Белкоопсоюза Александр Мацулевич. - Целлюлозно-бумажные заводы задолжали почти 87 миллионов рублей. Последние три года мы буквально выбиваем из них деньги за макулатуру, пишем "телеги" в исполкомы. А теперь они еще хотят ввести госзаказ, чтобы с полным правом вовсе не платить".

Сбор макулатуры Белкоопсоюзом за 9 месяцев года сократился на 4 с лишним тысячи тонн. Исключительно по причине безденежья, а не плохой работы. Но что изменит в этой ситуации госзаказ? Легко представить. Вот уже 5 лет с его помощью "активизируют" сбор черных металлов. Как результат: на обочинах дорог, мехдворах, в лесах и просто где попало ржавеют тонны железа. Частнику его собирать нельзя, а Белкоопсоюзу "за так" тоже мало интереса. Недавно "СБ" об этом подробно писала. Не получится ли то же самое с макулатурой?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter