Страсти из-за градусов…

Пить или не пить — по большому счету личное дело каждого...

Алкоголь провоцирует страсти не только за барными стойками или ресторанными столиками. «Градусный» рынок — один из самых высокодоходных и конкурентных, на нем производители воюют из-за каждого процента роста или падения. Причем зачастую не только с прямыми конкурентами, но и со смежниками. В начале 2000-х в России в битве за потребителя не на шутку сошлись производители пива и традиционной сорокаградусной ликеро-водочной продукции. Страсти несколько улеглись после ряда ограничений, наложенных на рекламу любой «градусной» продукции. Затишье оказалось лишь временным. В последние годы на российском «хмельном» рынке стремительно развернули свои каре слабоалкогольные напитки. Для Беларуси эта проблема не особенно актуальна: разноцветные коктейли занимают ничтожную долю в продажах спиртного. Тем не менее ряд министерств активно продвигают идею ограничения продаж таких напитков, ссылаясь на их низкое качество, своеобразный состав, в котором значатся красители, ароматизаторы. Нередко далеко не натуральные.

Будучи неспециалистом в этой области, про качество такой продукции промолчу. Но в пылу дискуссии относительно «отверток», «вишневок» и других «слабеньких» напитков, рискуют попасть под раздачу некоторые напитки натурального брожения, и близко ничего не имеющие с химией. Но вина их в том, что они слабоалкогольные…

Пить или не пить — по большому счету личное дело каждого. О том, что алкоголь вреден для здоровья, известно всем с детского сада. Впрочем, в определенных дозах его употребление в стране не запрещено. Значит, люди сами могут делать свой выбор. Главное, чтобы он был сознательным. Жаль, но последнее случается далеко не всегда. Судя по статистике, в усредненном выражении меры в выпивке мы не знаем. Потребление чистого алкоголя на душу населения растет с каждым годом, давно перевалив черту, отделяющую веселье от пьянства и хронической зависимости. Проблема из кулинарно-потребительской давно переросла в социальную. Именно поэтому государство всеми силами старается если не отучить людей от рюмки полностью и повсеместно, то хотя бы переключить их с дешевого спиртного на качественный натуральный алкоголь, желательно пониже градусом.

В стране не первый год действует ряд мер по стимулированию производства натуральных виноградных вин. И в докризисные годы их выпуск и потребление постоянно увеличивались. Выполняется госпрограмма по развитию пивной отрасли. Правда, в последнюю пятилетку и водка по динамике продаж не отставала от своих более благородных собратьев. Но зато падали продажи дешевых плодово-ягодных напитков. Определенный прогресс в сторону повышения культуры питья все-таки наблюдался. Но научить людей «употреблять», а не напиваться — процесс достаточно тонкий и деликатный.

Страсти вокруг «коктейлей в бутылках», к сожалению, сильно ударили по имиджу всего слабого алкоголя. Действительно, нередко в красочных чекушках плещется сомнительная по химическому составу жидкость, в которой спирт, возможно, не самое опасное вещество по сравнению с различными цветовыми и ароматизирующими наполнителями. Эти смеси подкупают производственников простотой технологического исполнения: перемешал порошки с водой, спирта капнул — и готово. Но такая продукция — только небольшая часть семейства слабоалкогольной продукции, в которой есть немало и благородных представителей. Скажем, тот же сидр — напиток с многолетними традициями в Беларуси, который готовили наши пращуры. Он производится из натурального яблочного сока с помощью естественного брожения без применения химических добавок. Другой вопрос, что традиции его потребления и выпуска подзабыты. Но в Беларуси его уже производят. Так, первая партия сидра под ТМ «Apple Jack» сошла с разливочной линии в начале мая на Брестском филиале ЗАО «Минский завод виноградных вин». Естественно, он еще не успел войти в сознание потребителей. Кстати, согласно стандартам он находится совершенно в другой категории, нежели спорные по качеству коктейли. Но многие ли разбираются в СТБ, ГОСТах и других подобных премудростях?

Кстати, в 80-е годы, незадолго до старта антиалкогольной кампании Михаила Горбачева, белорусские технологи и ученые разработали целую линейку различных натуральных напитков на основе местного сырья. Когда на юге рубили виноградники, от этих проектов пришлось отказаться. Но сейчас появились энтузиасты-производственники, которые пытаются возродить традиции национальной индустрии «легких» напитков. И их появление на рынках, возможно, было бы определенной преградой опасному пьянству. В конце концов, в большинстве случаев люди теряют человеческий облик от дешевого «градуса», а не от натурального напитка…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter