Страшилки на завтра

Больше всего Аня боится ночи.
Больше всего Аня боится ночи. Не потому, что темно. Просто ближе к ночи домой возвращается отец. И с порога начинает всех "строить". Ругается с матерью. Аню и младшего братика обзывает тупицами и колотит всем, что под руку попадется. Последнее его "воспитательное" новшество - показывать детям, как он... повесится.

Берет шнур-удлинитель, делает петлю и сует в нее голову. Аня понимает, что это как бы понарошку, но ее все равно начинает бить озноб от страха. А братишка и вовсе криком заходится. После того как отец утихомирится, Аня никак не может заснуть - ее знобит, а ноги сводит судорогой. Утром нужно идти в школу, но какие уж тут уроки после такой ночи!.. А однажды после очередной отцовской "страшилки" с повешением Аню забрала "скорая". Лечить девочку от тяжелого невроза пришлось долгие месяцы...

О детской беде Ани и ее братика рассказала в письме в редакцию их бабушка. К сожалению, беда эта - вовсе не из разряда исключительных. О жестокости и насилии над детьми в семье нередко пишут в редакцию их матери, старшие братья и сестры, соседи, учителя и сами дети. Храню письмо семиклассницы Лены, которая простодушно рассказала историю, достойную стать сюжетом фильма ужасов. Когда у Лены в дневнике появлялась "тройка", отец приводил ее на гору неподалеку от дома. И приказывал ползти обратно домой на коленях. Лена ползла по камням и кочкам, оставляя кровавый след от израненных коленей.

Конечно, не все родители проявляют подобные "изыски" в воспитании детей. Но равнодушие и жестокость к детям стали обычным, можно сказать, рядовым явлением во многих семьях. По данным социологов, почти с каждым третьим ребенком в нашей стране жестоко обращаются его же родители.

К чему это приводит? Да к целому "букету" проблем! И главный "цветок" в этом "букете" - страх. Как отмечает доктор психологических наук Леонид Пергаменщик, среднее число страхов у детей сегодня более чем в 2 раза превышает возрастную норму! И самым травмирующим событием для ребенка становится наказание. На такую воспитательную меру, надо сказать, родители не скупятся. Не потому, кстати, что они какие-то монстры, только и мечтающие оскорбить да избить своих детей. Просто воспитание они понимают как некие насильственные действия: упреки, угрозы, побои. Их самих зачастую учили уму-разуму с помощью окриков да ремня. И другими средствами воспитания они просто не владеют.

Детский страх - страшная сила! Она разрушает психику и саму жизнь ребенка. Толкает его на девиантное, как выражаются специалисты, поведение: агрессию, употребление алкоголя и наркотиков, правонарушения. (Кстати, Лена, о которой я рассказала, как раз и пристрастилась к наркотикам, за хранение которых в конце концов попала в колонию.) Все больше детей, спасаясь от "воспитания" взрослых, просто уходят из семьи. По официальным данным, около 2 тысяч детей у нас бродяжничают. Как минимум в 10 раз увеличилось за последние годы число детей и подростков, которые пытались свести счеты с жизнью: только за прошлый год удалось предотвратить почти 250 суицидов среди детей.

Самые серьезные опасения вызывает у специалистов психическое здоровье детей. Психологи Национального института образования уже несколько лет проводят исследования, цель которых - понять и оценить, что же происходит с психическим состоянием и здоровьем детей. Картина получилась такая. В младшем возрасте 27 процентов детей можно отнести к группе психически здоровых. Остальных - к группе риска. Причем у 21 процента этой группы зафиксированы нервные расстройства, у 49 процентов - предрасположенность к ним. Наибольшие показатели нервности - до 46 процентов - у мальчиков 8 - 9 и 12 лет. А больше всего нервных девочек - 37 процентов - среди 12-летних. Это, кстати, по мнению специалистов, критический возраст для дальнейшего формирования личности. В этом возрасте у значительной части детей отмечаются повышенная возбудимость и агрессивность. А в старшем возрасте это положение еще более ухудшается. Около 40 процентов школьников 7-х классов и почти 46 процентов 10 - 11-классников, как отмечают специалисты института, "имеют стабильную склонность реагировать на различные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства, у них присутствует недоверие к окружающему миру и неверие в людей". Для большинства детей характерны чувства отчужденности, отверженности, слабые эмоциональные связи с родителями. 30 процентов выпускников школ не имеют определенной жизненной цели. Вот с таким багажом ребята вступают в самостоятельную жизнь...

Нельзя сказать, что взрослые равнодушно взирают на эти детские драмы. Как ни в одной из стран СНГ, в Беларуси уделяют много внимания проблемам защиты прав и здоровья детей. Приняты десятки нормативных актов, указов, есть Закон "О правах ребенка", государственная программа "Дети Беларуси". Но... Как пишет в своем письме в редакцию педагог из Витебска Ирина Шатилова, "к каждому отцу с ремнем не приставишь милиционера". (Хотя, наверное, к отцам Ани и Лены следовало бы приставить.) Оградить детей от жестокости, сберечь их психическое здоровье могут не указы, законы и милиционеры, а прежде всего их родители. Ребенок, как утверждают психологи, является симптомом своих родителей. В том смысле, что все страхи и болезненные проявления у ребенка - это всегда проявление дисгармонии в семейных отношениях. Жестокость и насилие над детьми - это ведь проявление взрослого бессилия, которое заводит детей в тупик. И выбраться из него можно не с помощью законов, пусть даже самых лучших, не с помощью привычного ремня, а с помощью любви. К своему сыну и дочке...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter