В Беларуси пара молодых людей похищала продукцию предприятий грузовиками

Странные дыры на дорогах

Пара молодых людей похищала продукцию предприятий грузовиками
Эта пара молодых людей похищала продукцию крупных белорусских предприятий... целыми грузовиками. Телевизоры, микроволновки, мясо– и молочные изделия, подшипники и алюминиевый профиль... Все это якобы законно десятками тонн грузилось со складов в автопоезда, но до места назначения не доехал ни один из них. Товар по пути исчезал мифическим образом. Сумма ущерба — более 3 миллиардов 250 миллионов белорусских рублей. Эти потери в основном понесли российские партнеры — все наши производители отпускали продукцию на экспорт по 100–процентной предоплате.

Конечно же, никакой мистики здесь не было — мошенничество чистой воды, говорит следователь по особо важным делам Следственного комитета Дмитрий Ганчарик, который распутывал эту историю. В прошлом году преступников — парочку, возомнившую себя Бонни и Клайдом, — арестовали. Недавно суд приговорил их к шести и восьми годам лишения свободы соответственно.


«Мертвец» и красавица

Юля — гражданка Беларуси — давно уже жила в Москве с таким же приезжим, только из Украины. Тот тоже начинал новую жизнь. Причем в прямом смысле: на родине Николай считался... умершим. Когда его оставила жена, он вручил детей теще и уехал, как говорил, на заработки. Время шло, а вестей от него все не было. Родственница заявила о пропаже горе–отца, но его не нашли, и суд признал умершим.

Сам же Николай помирать вовсе не собирался, наоборот, с новой подругой планировал светлое и беззаботное будущее. Решили они организовать свой преступный бизнес: под видом компаний по грузоперевозкам намеревались брать товар на предприятиях, а сбывать уже на своих точках. Юле нужно было отслеживать в интернете объявления по поставкам из Беларуси в Россию или Казахстан и подыскивать клиентов. С этой ролью девушка справлялась отлично. Николай же нанимал водителя со своим транспортом, доставал поддельные бумаги и паспорта, иногда выступал экспедитором.


Мошенники представлялись работниками различных фирм. Подставных имен у шайки было много, как и фальшивых документов — на все случаи жизни. А однажды вообще отправили заказчику распечатанные из интернета реквизиты реального предприятия.

Выход в свет

Преступный дебют состоялся 3 июня 2011 года. Крупнейший производитель подшипников в Восточной Европе — Минский подшипниковый завод (МПЗ) организовывал поставку своей продукции в Россию и искал перевозчика. Отозвалась лжеконтора Юли. Договорились о цене, и девушка отправляет в Минск липовые данные сообщника, который должен будет принять товар. Так в назначенный день подшипники уехали в поселок Пирогово Московской области. Правда, лишь на бумаге.

— Слушай, там не смогут нас принять, — убеждал Николай водителя. — Давай разгрузимся по другому адресу.

В итоге подшипники ушли со скидкой к какому–то денежному перекупщику, а не к заказчику. Заработанное сообщники разделили между собой. Водителю выдали часть обещанной суммы и заверили, что остальное он с доплатой получит, взяв в Минске еще один груз. И уже через три дня с этим же человеком мошенники везли в РФ белорусский электрический кабель. Вот только своих денег перевозчик так и не получил, а когда попытался связаться с бизнесменами, те как сквозь землю провалились.

21 июня того же года предприимчивой мадам попадается объявление компании из Уфы, которой срочно требуется организовать поставку более 20 тонн курятины из Брестской области. Сообщники прилетели в Беларусь, наняли здесь частного владельца грузовика, которому тоже пообещали двойную оплату за двойной рейс и которого тоже обманули. Странно, что автомобилистов не смущал ни факт сомнительного порядка оплаты, ни разгрузка продукции по левому адресу...

У аферистов тоже не все было гладко. В декабре они взялись якобы переправить из Мстиславля в Алматы партию сыра, и все шло, как обычно, по отлаженной схеме. Экспедитор, правда, водителю доверия не внушал. А когда уже в Москве он случайно услышал, как сопровождающий сказал кому–то по телефону, будто представился попутчику Андреем, заподозрил неладное. Улучив момент, он подъехал к посту ГИБДД и сказал украинцу, что дальнейший разговор будет при сотрудниках полиции. Тот и дал деру. Так же он поступил и через год, когда из Березы должно было пойти мясо в Казахстан. Причина была в том, что заказчик попросту решил подстраховаться и посадил в машину своего сопровождающего.

— Уголовное дело возбудили уже после кражи подшипников и кабеля, — рассказывает Д.Ганчарик. — Тогда сотрудникам правоохранительных органов практически сразу удалось найти водителя, который рассказал, что нанял его человек, представившийся Дмитрием. Описал его. Оперативники начали изучать номера телефонов, фирму, которую тот якобы представлял. Оказалось, что она никогда не работала. На этом след афериста терялся.

Однако благодаря следователю Заводского района Минска, которая занималась этими материалами до нас, через несколько месяцев мы смогли выйти на Юлию. Стали смотреть, куда и когда она приезжала, с кем общалась. Так нашли и ее подельника. На предприятиях по фото его опознали, а также рассказали и другие истории с участием этого человека.

Задержали преступников 2 января в минской гостинице. Всего удалось доказать шесть эпизодов хищения. Однако был в этом деле и третий — гражданин Беларуси Александр, которого суд приговорил к трем годам лишения свободы. Он несколько раз выступал в роли экспедитора, правда, «гастроли» с его участием срывались. В суде Александр не отрицал, что хотел заработать на хищениях, украинец признал себя виновным лишь по тем эпизодам, которые смогли доказать. Мадам говорила, что была только посредником, и до последнего свою вину не признавала.

Справка «СБ»

За 3 последних года Следственный комитет Беларуси прикрыл незаконный бизнес 6 крупных преступных групп. Работали они в сфере международных грузоперевозок. По всем эпизодам роль каждого мошенника доказана.

КСТАТИ

В России грузоперевозки являются одним из наиболее рискованных видов бизнеса. Приведу несколько примеров. Уфимские мошенники похищали товар целыми фурами с помощью искусных махинаций. Схему разработал диспетчер транспортной компании Тольятти. Он же выступал в аферах в роли координатора, двое других участников группы сбывали украденный груз в Уфе. Ущерб, нанесенный предпринимателям, составил 10 млн. рублей, говорится в сообщении пресс–службы МВД по Республике Башкортостан.

Главарь банды сводил владельца фуры и грузоотправителя оригинальным путем: первому он представлялся грузоотправителем, а второму — перевозчиком. Так, имея необходимые данные, мошенник контролировал водителя и мог менять место разгрузки, ссылаясь, как правило, на неожиданности. В итоге товар уходил в Уфу, где его и встречали подельники.

В Иваново аферисты для своих темных дел даже купили автомобиль ЗиЛ. И, подготовив поддельные госномера и различную липовую документацию, приступили к реализации плана. Похищенное преступники хранили на складе, который подыскали через знакомых. Во время одной из таких нелегальных поставок машину с ворованным грузом задержали полицейские.

Отпетых мошенников–перевозчиков арестовали и сотрудники главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу. Аферисты обманывали предпринимателей и крупные организации Приморья, Хабаровска, Иркутска, Красноярска и других городов. Похищали десятки тонн морской и мясной продукции, а также автомобильные шины и строительные леса. К слову, не мелочились — выдавали себя за представителей несуществующих транспортных компаний.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия №227 (24608). Пятница, 28 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter