Ситуация с парковками в гродненских дворах напоминает фильм о восстании машин

Стоять бояться

Ситуация с парковками в гродненских дворах напоминает фильм о восстании машин, где неведомая сила превратила их в хитроумных убийц. Недавний эксперимент минских спасателей, которые почти 20 минут не могли пробраться к условно горящей квартире на 7-м этаже дома, — из той же серии. Интересно, остался бы в живых жилец на самом деле или к тому моменту нужно было вызывать совсем другие службы?


Фото: archsovet.msk.ru

Пока в нашем городе не было случаев, когда из-за перегруженных парковок не удалось спасти человека. Но то ли еще будет….

Сотрудники МЧС рады, что в свое время им разрешили своими силами убирать с пути мешающие проезду транспортные средства. Однако что делать, если их много, а события развиваются поздним вечером? Вряд ли можно попросить человека, висящего на форточке горящей квартиры, еще немного подождать. 

Недавно в корпункт пришел с необычной жалобой житель улицы Мира. Улочка, где живет борец с движимым имуществом, расположена недалеко от центра города. Старенькие пятиэтажки хрущевских времен стоят буквой «п». Во внутреннем дворике растут яблони, груши, кусты сирени... Почти  в каждом дворе раньше строили большой деревянный стол со скамейками. Днем там играли детишки, вечером собирались местные доминошники. Беда таких дворов в том, что парковочные места там вовсе не предусмотрены. В прошлом веке никто и представить не мог, что когда-нибудь у каждого жителя дома будет собственное авто. Через сквозные проезды может проехать максимум один автомобиль, два — не разминутся никак. Некоторые ухитряются припарковаться на стыке домов, имея на это полное право. Но если случится пожар или другое ЧП, подобраться к терпящим бедствие будет невозможно. Городские власти предлагают благоустроить дворы, расширить проезды, построить парковки: там уже давно ничего не делали. Но, как оказалось, большая часть жителей хрущевок не соглашаются на такое благоустройство. Они прекрасно знают: если дать возможность оставлять машину возле подъездов, они навсегда захватят территорию. 

Ближе к вечеру большинство гродненских дворов напоминают авторынки. Машины стоят в два, а то и в три ряда. Убрать их, конечно, нужно. Только вот куда? В кармане дороги за домом тоже нет мест. До ближайшей платной парковки, как минимум, полчаса езды. Косвенные причины такой ситуации всегда можно найти: исчезновение паркомест еще на этапе проектирования, недостаток платных стоянок. По сути, в Гродно всего один многоуровневый паркинг. Кого штрафовать? Оставим в прошлом советские времена, когда «Волга» была чем-то вроде несбыточной мечты. Понятно, что тогда никто не думал о парковках. Исторический центр Гродно расположен всего на 500 га. И то при желании здесь можно найти места. А вот кто проектировал тупиковые дворы в спальных районах? Здесь надо в совершенстве владеть не просто правилами парковки, а мастерством лавирования в очень стесненных условиях. Здесь не то что пожарная автоцистерна не протиснется, малолитражка покажется монстром. Нет, штрафами эту проблему не решить.

Недавно гродненские власти придумали новую «фишку»: строить кооперативные стоянки для авто. От жильцов спальных районов требуется найти место недалеко от дома, где могла бы появиться парковка. Небольшой пустырь или давно оккупированный машинами газон есть практически в каждом дворе. Остается только собрать группу желающих, показать место коммунальщикам и, если они одобрят площадку, приступать к стройке. «На обозначенные жильцами места выедут специалисты ЖЭСов и определят, можно ли там обустраивать парковки», — объясняет процедуру согласования заместитель генерального директора по строительству Гродненского городского жилищно-коммунального хозяйства Андрей Юхневич. Хотя на самом деле пока непонятно, во сколько обойдется такая мини-стоянка автолюбителям и какую долю восполнят коммунальщики. 

Пока город ищет новые места для авто и ратует за освобождение дворов от машин, платные охраняемые стоянки пустуют. Свободные места за деньги можно найти в любое время дня и ночи. Зато первый и единственный многоуровневый паркинг становится более востребованным. В этом году в Гродно планируют построить еще один. Неплохим решением вопроса могли бы стать подземные парковки. Но тогда придется ощутимо увеличить стоимость квадратного метра. В жилом доме с собственным гаражом надо установить вентиляцию, систему удаления дыма и выхлопных газов, построить запасные въезды и выезды. Соглашаются на это единицы, а потом выбрасывают деньги на штрафы или ремонт поврежденных автомобилей. 

Проблема с соблюдением правил парковки куда серьезней, чем может показаться. Она — в головах самих автолюбителей. Если нет уважения друг к другу, то никакие дополнительные парковочные места не помогут. Ночью машины бросают где попало, подпирают сразу несколько автомобилей, не оставив ни ответа ни привета. Вот и создается та самая картинка хаоса и безнаказанности. Кажется, что это машины сошли с ума и восстали, хотя, если разобраться, обвинение давно пора озвучить в адрес их владельцев.

tanula.k@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter