Столичный стиль

О строительстве деловых офисов

Еще недавно для подсчета зеркальных бизнес–центров в Минске хватало пальцев одной руки, теперь не хватает обеих. Кстати, чем не показатель деловой активности? В офисных помещениях класса «А» обитают не госпредприятия, а частные компании. И, если судить по ценам на квадратный метр, компании весьма успешные. Поэтому лично я за то, чтобы количество бизнес–центров в Минске росло. Пусть своего и иностранного капитала в стране будет больше: от этого выиграют государство, экономика, бюджет.


Другое дело, что строительство деловых офисов не должно превратиться в безвкусное увлечение, стремление застолбить любые доступные «пятна застройки» стеклометаллическими коробками. Да, Минску повезло гораздо меньше, чем Вене, Праге или Вильнюсу. Война выжгла почти всю архитектурную историю города. Но значит ли это, что уютный Минск с такими же, как в старых европейских столицах, темпом жизни, количеством жителей, атмосферой улиц, допустимо стилизировать под ультрасовременные Шанхай или Гонконг? Такая стилизация противоречит природе и эстетике города. А вот проект «Минск–Сити» — это по–европейски. Ультрасовременный деловой квартал есть в Вене, Париже, Варшаве. А рядом — нетронутый хайтеком старый город.


...Проект по строительству минского «Сити» оценивается в 5 млрд. долларов. Большие и нужные инвестиции в экономику страны. Если смотреть с одной стороны. А с другой — очень привлекательный подряд для бизнеса. Государство предлагает застроить офисами, торговыми центрами и элитным жильем 318 гектаров земли в центральной части города! Разумеется, сегодня непросто найти деньги для подобных больших проектов. Но ведь их рентабельность может составить сотни процентов. Сейчас дешевеют стройматериалы, машины, энергоносители — снижается себестоимость строительства. А завтра–послезавтра все это снова может подорожать. Так же, как могут вернуться на прежний уровень и цены на недвижимость. Хотя и сегодня элитные офисы и квартиры в Минске предлагаются по 3.000 — 4.000 долларов за метр. Эти цифры сулят застройщикам отличную норму прибыли. Поэтому логично, что, если главный инвестор «Минск–Сити», российская «Итера», не сможет найти средств на продолжение проекта, его вполне могут сменить другие, в том числе западные, компании... Хотя пока нефтегазовая компания «Итера», страдающая от падения цен на нефть, официально не отказывалась от продолжения строительства. Очевидно, там работают грамотные менеджеры, умеющие просчитывать перспективу не хуже «досужих журналистов». К тому же успешное участие «Итеры» и ее партнеров в одном проекте может открыть новые привлекательные возможности. Из Минска сегодня объективно нужно выносить не только авиаремонтный завод, но и десятки других предприятий. Они устарели и морально, и физически, портят экологию и внешний вид города. Их нужно перемещать подальше за МКАД, строить там современные ангары, устанавливать новое оборудование. А заодно возводить жилье для сотрудников, социальную инфраструктуру: школы, садики, поликлиники... Ведь ездить каждый день на работу из Минска в Фаниполь, Логойск или Дзержинск не очень удобно — люди должны иметь работу и в своем городе! Поэтому вокруг столицы должны появляться города–спутники. Это общемировой процесс. Промышленный сектор выносится на периферию большого города, а сам он начинает жить в постиндустриальном ритме. Параллельно решается проблема перенаселенности столицы. А ведь она уже сейчас доставляет немало головной боли и местным властям, и самим жителям города — нехватка квартир, парковок, перегруженность поликлиник и школ. Многие бы желали переехать за город. Но ждут, пока там появится работа...


Одним словом, Минск и его пригороды ждут масштабные строительные проекты. Большие инвестиции, которые сулят большие прибыли. И тот, кто понимает это сегодня, опередит конкурентов завтра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter