Стирая «золотую» пыль…

Почему шедевры отечественной  живописи пылятся в  запасниках?

В  фондах  Белорусского  союза  художников  собрана  замечательная  коллекция  классики  отечественной  живописи,  но  она  десятилетиями  оставалась  в  запасниках.  Почему? 

Августовское культурное затишье нарушил Дворец искусств, устроив настоящий художественный фейерверк. В один день и почти одновременно (с разницей лишь в полчаса) в трех его залах открылись три интереснейшие выставки. Одна из них – экспозиция коллекции золотого фонда Белорусского союза художников. В этом году творческая организация отмечает 70-летие. Практически все это время накапливался и ее художественный фонд — лучшие произведения белорусских мастеров, в разное время отобранные с различных выставок экспертной комиссией Минкульта для закупки. Самое удивительное и печальное, что после того большинство из них так и не выставлялось. Многие только теперь, спустя десятилетия, вновь увидели посетители. 

Сегодня это признанная классика и действительно золотая коллекция белорусской живописи. Выставку украшают полотна Гавриила Ващенко, Виталия Цвирко, Леонида Щемелева, Николая Селещука, Зои Литвиновой, Виктора Громыко, Виктора Сахненко… В галерее представлена только небольшая часть работ, датируемых 1970—1980-ми годами. Вообще же, фонды Белорусского союза художников богатейшие. Причем это не только живопись, а и графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Назвать их точное количество на сегодняшний день затрудняется даже председатель Белорусского союза художников Владимир Савич. Сосчитать действительно непросто. Например, в Борисове, по его словам, хранятся около 800 произведений. А почти три тысячи образцов фондовой коллекции в свое время были просто розданы в различные учреждения и организации на временное хранение. Все ли сохранились? 

Решение руководства Белорусского союза художников показать лучшее из того, что собрано и что сегодня по праву называется национальными художественными ценностями, конечно, правильное. Странно только, почему до сих пор никому не приходило в голову это сделать. Или просто руки не доходили, чтобы перелопатить залежи в запасниках? Между тем, как справедливо было отмечено на церемонии открытия выставки, чтобы не сбиться с пути, творцам полезно оглядываться на классику, на то лучшее, что создано выдающимися предшественниками. 

Кстати, оглянуться на свои работы …надцать лет спустя оказалось интересным и самим мэтрам, авторам выставленных в галерее холстов. Некоторые из них присутствовали на открытии вернисажа. Вот только, о чем думалось им, убеленным сединами классикам, глядя на свои картины,  выдержавшие испытание временем, не утратившие значимости, признанные  лучшими образцами белорусской школы живописи и десятилетия проведшие в безызвестности… 

На выставке, безусловно, есть на что посмотреть профессионалам, молодым, и не только. Да и просто любителям изобразительного искусства там тоже скучно не будет. Между тем, даже в день открытия выставки, в зале было немноголюдно. Не хочется думать, что нет у художников желания сравнить и сверить свои творческие позиции со взглядами на мир и жизнь, отраженными на полотнах лучших отечественных мастеров, что нет желания чему-то у них поучиться. Скорее, просто время для вернисажа выбрано не самое удачное. Открыться бы ему позже, порой осеннею. А так – в городе август: у профессионалов будущих — летние каникулы, у нынешних — отпуска и пленэры. Впрочем, организаторы выставки планируют, что подобные демонстрации богатств фондовой коллекции станут традиционными, будут проходить дважды в год, и не только в столице. Например, по словам Владимира Савича, уже есть договоренность о проведении выставки в Гомеле. По его задумке хорошо бы вообще выбрать из всего золотого запаса фонда сотню произведений искусства, которые экспонировались бы на выставках постоянно, и, может быть, даже за рубежом. Идея неплохая. 

Но мне подумалось о другом, вернее, о других. О тех, остальных, тоже отмеченных в свое время «высшей пробой» картинах, которые не увидели выставочного зала в этот раз, и о тех, которые не попадут в элитную сотню. Им по-прежнему предстоит оставаться невостребованными и еще десятилетия пылиться в запасниках? Или уже не пылиться, а превратиться в «золотую» пыль?..  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter