Стереть с лица земли

В Жодино предприниматель хочет спасти от сноса свой магазин

Сносить всегда проще, чем строить. Особенно если строил не ты

О предпринимательской деятельности Людмилы Чемезо можно писать книгу. Начинала с продажи мороженого. Расширив бизнес, стала торговать молочными продуктами. В то время как большинство частников вывозили дешевые сыры и сметану в Россию, получая в разы больше денег, она договорилась со Смолевичским молокозаводом и поставляла продукцию в свой город. Бизнес шел неплохо, но за успех Людмила Чемезо расплатилась личной трагедией. Вез молоко из Смолевичей, попал в аварию и погиб супруг. Оправилась с трудом, но решила, что бросать начатое нельзя: на ноги нужно было ставить детей.

В конце декабря 1998 года Жодинский горисполком выделил ей участок земли для торгового павильона и летнего кафе во временное пользование на десять лет. Через три года павильон построили, но скромных площадей уже скоро стало недостаточно. В 2005-м предпринимательница обратилась к городским властям с просьбой расширить магазин и получила согласие. Сумма на реконструкцию требовалась кругленькая, поэтому Людмиле Петровне пришлось взять два кредита и продать квартиру. Зато через год она стала владелицей торгового объекта площадью в 261,5 кв. м.

Казалось бы, вот оно, предпринимательское счастье: торгуй себе на здоровье, получай прибыль. Но не тут-то было. 30 декабря 2008 года истекал срок пользования землей. Людмила Петровна подала документы на продление и… получила отказ.

…Прежде чем прийти с вопросами в Жодинский горисполком, присматриваюсь к магазину «Аэлита». Современное здание с новомодной «начинкой» внутри. Слева от него, через пешеходную дорожку, расположен магазин известной торговой сети. Наблюдаю за покупателями «Аэлиты». Большинство — пенсионеры. Подхожу к бабушке, старательно засовывающей в авоську батон, и интересуюсь, почему она пришла за покупками именно сюда, а меня в момент окружают еще несколько человек.

— Это наш народный магазин, — вступает в разговор Елена Мазаник. — Мы, пенсионеры, экономим каждую копейку, а здесь почти все товары на 500—1000 рублей дешевле. За хлебом сюда вообще со всего Жодино ездят.

— Если тронут этот магазин, мы его всей округой пойдем защищать, — решительно настроена Валентина Терновская.

Сами продавцы называют магазин «пенсионным». Специально для этой категории на многие группы товаров (в частности, на молочные, хлебобулочные, кур, колбасы) делают 15-процентные надбавки при допустимых 30 процентах. Поведали работники магазина и о том, что за счет прибыли от «Аэлиты» Людмила Чемезо помогает местному интернату, храму Архангела Михаила, Свято-Иоанно-Кормянскому женскому монастырю. За что получила благодарность от митрополита Филарета.

Зато у Жодинского горисполкома к павильону претензий много. Председатель Василий Грищенко, который три года назад сменил на этом посту Валерия Кашевского, назвал мне, как минимум, три причины, почему «Аэлиты» в этом месте быть не должно.

— В корне неправильным было решение о выделении этого участка, потому что при этом были нарушены архитектурные нормы и правила. Магазин находится в так называемой красной линии, которая говорит о том, на каком расстоянии от проезжей части должны располагаться постройки. В данном случае это 25 метров, и здания в этой зоне подлежат сносу. Во-вторых, страдает безопасность участников движения. Водителю, двигающемуся по улице 50 лет Октября, магазин заслоняет обзор. Если неожиданно появляется пешеход, нужно успеть ударить по тормозам, иначе может произойти ДТП. На моих глазах в прошлом году при разгрузке товара у павильона со стороны поликлиники случилась авария. И последнее. Принимая решение о непродлении права пользования земельным участком, исполком руководствовался важным аргументом: необходимо менять теплотрассу, которая проходит под пешеходной дорожкой в нескольких метрах от фундамента павильона. Замена обеспечит теплом вторую очередь строительства жилья в микрорайоне № 8 Жодино. Магазин проведению работ мешает: из-за него не сможет подъехать техника.

Почему предпринимательнице выделили участок в «красной зоне», разобраться спустя 10 лет сложно. Хотя в разговоре со мной бывший председатель исполкома Валерий Кашевский убедительно говорил о том, что «выделялся он на законных основаниях заседанием комиссии». Более глобальный вопрос, который, по-моему, ставил в тупик всех чиновников Жодинского исполкома, с которыми общалась, — почему городские власти дали разрешение на расширение магазина в ноябре 2005 года, зная, что в него будут вкладываться большие деньги? Зачем увеличивать до немалых размеров со всех сторон неугодный объект? Более того, на акте приемки магазина в эксплуатацию стоит подпись Василия Грищенко. Хотя из его уст прозвучала следующая фраза: мол, едва заняв эту должность и ознакомившись с положением вещей, он решил, что продления срока пользования землей не будет.

Сегодня «Аэлита» — здание с бетонным фундаментом, стенами толщиной от 10 до 15 сантиметров, центральными отоплением, водопроводом и канализацией. Правда, никто из специалистов исполкома капитальным строением магазин не признает — не зарегистрирован в БТИ. Зарегистрировать его там сейчас невозможно, поскольку земля под объектом должна быть предоставлена в долгосрочную аренду. А сейчас у Людмилы Чемезо нет даже права временного пользования.

Людмила Петровна еще некоторое время назад могла поменять право временного пользования на право аренды и подать документы на регистрацию капитального строения. И думается, местное агентство по госрегистрации и земельному кадастру ей в этом отказать не смогло бы. Но юридических тонкостей предпринимательница не знала. И в этом источник ее бед.

Интересный факт: если сейчас продлить право пользования землей и признать магазин капитальным объектом, при его сносе придется выплатить владелице компенсацию согласно Указу Президента «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», исходя из рыночной стоимости квадратного метра, порядка 250 тысяч долларов. А раз здание «временное» — платить никому не нужно. Вопрос: а не в этом ли дело?

И потом. Я больше чем уверена, что, если бы на месте частного магазина стояла какая-нибудь хибара, имеющая отношение к самой заштатной службе исполкома, вопрос о ее сносе даже бы не рассматривался. Здесь ситуа-ция другая: попахивает, извините, своего рода классовой ненавистью. Впрочем, это сугубо личное мнение автора.

Городские слухи доносят другую версию: активно лоббируются интересы магазина-конкурента. Василий Грищенко это категорически отрицает, утверждая, что «единственный критерий — качество торгового обслуживания». Если это единственный критерий, тем более непонятно: ведь ни у покупателей, ни у санитарных служб к магазину претензий нет.

С прокладкой теплотрассы ситуация весьма занятная. Менять будут две трубы диаметром по 470 миллиметров каждая на предварительно изолированные трубы по 650 миллиметров. Расположены они, кстати, практически посередине между двумя магазинами. Главный инженер ГУП ОЖКХ Жодино Сергей Белоусов считает, что в стесненном пространстве (между магазинами 11 метров) техника работать не сможет, а соответственно, магазин необходимо убрать.

Людмила Чемезо же обратилась в независимую строительную организацию, которая сумела-таки разработать проект реконструкции теплотрассы без сноса павильона. Комментарии, мне кажется, излишни.

Официальным основанием для отказа в продлении срока временного пользования стало то, что предпринимательница на 11 дней просрочила подачу заявления. Но досконально соблюдая букву закона и собираясь уничтожить до основания чужую собственность, не забыли ли жодинские власти о принципе разумности? И еще один штрих. В штате «Аэлиты» 15 человек. Далеко не все уверены, что легко найдут новую работу, если магазин снесут. Хотя есть ли до этого дело хоть кому-нибудь из городской администрации…

На снимке: чтобы наладить бизнес, Людмиле ЧЕМЕЗО понадобилось почти 10 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter