Стэп бай стэп

Двадцать лет назад Слава Иноземцев основал в Минске театр пластического гротеска "ИнZест", и так ему надоело всякому вновь пришедшему рассказывать, "что это за театр такой, в чем его идея и смысл".
Двадцать лет назад Слава Иноземцев основал в Минске театр пластического гротеска "ИнZест", и так ему надоело всякому вновь пришедшему рассказывать, "что это за театр такой, в чем его идея и смысл"... Так надоело, что в прошлом году в ТЮЗе Иноземцев провел первый фестиваль пластических театров "X-традиция", и к нынешнему году акция выросла в заметное и широкое событие в узких кругах. Потому что искусство принадлежит народу. Трехдневный фестиваль-2002 и на этот раз провели в ТЮЗе, в иноземцевской "X-традиции" уроки танца буто два вечера подряд давал японский танцор Ацуши Такеноучи. А Япония сейчас - как же это модно!

Зал был битком набит разноцветной публикой: любители андеграунда, Востока, театральные халявщики, психотерапевты, журналисты и "раненые рыси". Находясь в зале, я немедленно причислила себя к последним - иначе как объяснить мое странное появление в стенах театра, где на сцене творится бог знает что? Совершенно сложен, с длинными, ниже пояса, черными волосами обнаженный японец Ацуши одиноко танцует у камня. В глубине сцены заметна девушка, она время от времени стучит в индийский барабан, звенит колокольчиками буддийских монахов, жонглирует бамбуком, издает звуки, близкие к природным. Ацуши в трансе, кажется, из него, кроме гортанного пения, вот-вот изойдет дух, еще желтая мерзкая жидкость, она забрызгает всех зрителей в зале чем-то липким. Его огромная танцующая тень на заднике растет: эти длинные, как у девушки, волосы. В то же время он такой сильный мужчина, этот Ацуши, попыталась я с одной из его масок "перетереть" на языке медитаций, чего греха таить, "воевать" хотела... И как разбежался Ацуши, как вонзил в меня со всего маху меч по самую рукоятку. Да, рановато я с ним в бой ввязалась. Не подрассчитала силы... Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы у кого-то в зале не зазвонил мобильный телефон. Очухалась и увидела обыкновенный, обшарпанный зал ТЮЗа, где актер Ацуши уже по стенам ползал, в прямом смысле слова.

"Кроме гоп-цаца и двух притопов в современном театральном мире есть еще что-то", - говорит мне г-н Иноземцев после спектакля, я его слышу едва-едва, мне бы Ацуши, японца, - поговорить с ним, что это за штука такая танец буто? Эти звуки. Оттуда и разбуженная фантазия... "Приходите завтра на наш спектакль", - продолжает стучаться в душу Слава Иноземцев, но ему, яйцеголовому парню из Беларуси, я отчаянно не верю. Какой буто в Беларуси? Где - Токио, а где - Минск?

С Ацуши Такеноучи мы объяснились-таки на белорусском и японско-английском языке.

- Вы такая прелесть, Ацуши. И этот японский танец буто такой таинственный!

- Это не японский танец, к сожалению. В Японии, как и у вас, как и во всем остальном цивилизованном мире, люди предпочитают поп-культурные зрелища, комфортные проамериканские шоу, чтобы все горело, крутилось, ярко переливалось и гремело. Действительно, в конце 50-х японская творческая молодежь хотела противопоставить правительственной культуре нечто особенное, они изобрели явление синкретическое - танец буто, где сочетаются и классическое японское искусство, и пришедшие с Запада современные формы танца и театра. В мэйнстрим буто так и не вышло, в Японии об этом танце как-то скоро позабыли, но в Америке и на Западе, наоборот, люди весьма заинтересовались этим явлением. С тех пор японские учителя танца буто показывают свои спектакли и дают мастер-классы по всему миру, только не в Японии. Хотя, когда в Америке пластический театр с элементами буто стал чрезвычайно популярен, японцы задумались: "А что это? Может, и нам надо?" Так, можно сказать, сегодня танец буто в Японии переживает свой ренессанс. Хотя новая его история весьма андеграундная.

- Ужас. Любовь к Востоку нам прививают из Нью-Йорка, а не из Токио. Вот вы, Ацуши, на сцене шаманите, а я вам поддаюсь и в любой момент не отвечаю за свою голову. Может быть, ваш танец буто и вовсе опасен для зрителя неподготовленного?

- Странная вы... Если человек смотрит на интересное и необычное дерево, он же не спрашивает у дерева: "Что ты значишь? Почему ты такое и растешь здесь?" Человек только смотрит и что-то чувствует. Вот и танец буто - только смотреть и чувствовать. Одно дерево имеет одну жизнь, другое - иную жизнь. Моя жизнь, жизнь Ацуши, - она такая. И какая в моей жизни для вас кроется опасность?

- Но ведь все так взаимосвязано... Ладно, а любовь между мужчиной и женщиной - что это такое есть?

- Любовь между мужчиной и женщиной важна в театре драматическом, для актеров, которые играют сюжет, историю, развивают фабулу и так далее. А буто - это что-то более глубокое, в этом танце нет мужчин и женщин, есть другие противоположности, например, темное и светлое, инь и ян. Буто не задумывается о человеческой любви, она часто бывает примитивной, только эротичной или связана с бытом двух людей. Любовь - это очень человеческое чувство, драматичное, часто агрессивное, опасное. В человеке так много всего намешано. Люди думают о любви, что это только прекрасно. Но ведь иногда любовь бывает сумасшедшей, разрушительной, часто становится причиной войн, смерти. А буто учит иной любви.

- А вы могли бы сравнить Беларусь и Японию - как стили жизни отличаются, на ваш взгляд?

- Культура молодых людей очень похожа. Ваши подростки любят компьютеры, спорт, моду, красивые тела. Кстати, буто учит меня, что старое тело тоже прекрасно. Моему учителю 96 лет - и он до сих пор танцует буто. Внешняя красота, она не так важна, как внутренняя. Лицо моего учителя все в морщинах, а я чувствую его красивым...

Ацуши Такеноучи только и говорит, что о буто. Любопытный факт рассказал мне Слава Иноземцев. Они повезли Ацуши к старинным белорусским развалинам. Завидев первый белорусский снег, Ацуши разделся до гола и стал танцевать на снегу. Так он перед спектаклем накапливал энергию от природы, его потом долго растирали и отпаивали водкой в автобусе, но, чуть придя в себя, он снова попросился на волю, на снег: "Хоть на десять минут!" - требовал Ацуши. И его не надо понимать привратно. В каждом японском городке или японской деревне есть свои фестивали, во время которых люди ходят по улицам босиком и танцуют. Ацуши неоднократно принимал участие в таких действах, а потом стал заниматься буто, танцем изнутри, импровизацией, состоянием крайне сложным, порой экзальтированным. Ему хотелось преодолеть рамки искусства музейного, традиционного, как, скажем, театр НО или классический русский балет.

В городе Минске в Институте культуры учился Слава Иноземцев, ему тоже казался довольно-таки странным и устарелым театр классический, он бесился: "Наш театр иллюзорен. Когда я сижу в зале, мне пытаются объяснить, что здесь - комната, и два человека играют в шахматы. Ну хорошо. И что?" Все эти вопросы привели Славу к созданию пластического театра "ИнZест", где шесть человек стараются уходить от создания мира, что-то изображающего. И сцена им уже кажется устарелой. "Мне нравится пространство, а не сцена". Иными словами, Иноземцеву хотелось бы включить публику в спектакль, чтобы случился хэппенинг между актером и зрителем, при этом допускаются любые зрительские ассоциации и техники актерской игры: пантомима, буффонада, пластическая импровизация и акробатика.

Когда "ИнZест" впервые гастролировал в Швейцарии, им там сказали: "О, как интересно, это у вас танец буто, да?" Иноземцев и его коллеги тогда еще не знали такой штуки - буто - и пожимали плечами. Много позже, посвятив изучению танца буто годы, г-н Иноземцев едет на гастроли в Берлин, знакомится там с Ацуши Такеноучи, посещает его мастер-класс и приглашает в Минск на фестиваль "X-традиция". Японец соглашается принять участие в фэсте без гонораров и вознаграждений. Такие они, люди андеграунда.

Завершал фестиваль-2002 спектакль "ДК Данс" в постановке Славы Иноземцева. "Посмотрите! Здесь физическая идея важна, она позволяет телу раскрываться естественно. Тело контрастирует с телом, с пространством и ситуацией". Иноземцев говорит: "Наш театр я воспринимаю как нечто происходящее между пассивным и активным человеком. Как в любви важно присутствие и активного, и пассивного партнера".

- Но меня этому не учили! Вы долго тренировались, Вячеслав, вели годами лабораторные работы!

- Вот. Для этого надо приходить на наши спектакли. Стэп бай стэп, как говорится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter