«Ставить диагнозы — прерогатива врачей…»

Каждый из нас хотя бы раз отвечает себе на вопрос: кем я хочу быть?..

Выпускник, по мнению замдиректора Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Ольги Тарасюк, должен задумываться не о будущей специальности, а о будущей карьере

Каждый из нас хотя бы раз отвечает себе на вопрос: кем я хочу быть? Доктором, как мама, слесарем, как папа, или, может быть, учителем, как любимая тетя… И зачастую это выбор почти неразрешимый. Взрослые, как им кажется, дают по этому поводу ценные советы, иногда даже в ультимативной форме. Ребята, стремясь продемонстрировать собственную взрослость, поступают наперекор… Что в итоге? Ошибки, слезы, потерянное время. О том, как сделать правильный выбор в мире профессий, учтя при этом интересы отцов и детей, «Р» рассказала заместитель директора Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Министерства труда и социальной защиты Ольга ТАРАСЮК.

— Профориентационная работа востребована всегда. И особенно сейчас, когда мы вступили в рыночные отношения. Сегодня важно не просто найти дело, которым ты готов заниматься ближайшие десять лет, но и не остаться за бортом рынка труда.

Задача нашего центра — помочь ребятам принять это нелегкое решение. Основываясь на их способностях, интересах. Но это происходит не только через школу, общение со специалистами центра, тренинговые занятия (например, «Секреты выбора успешной карьеры», рассчитанное на взрослую категорию молодежи, и «Семь шагов к выбору профессии» — на школьников), заставляющие молодых людей задуматься не просто над выбором будущей специальности, а над построением будущей карьеры. Мы проводим семинары для педагогов, лекции для родителей. Результат принесут только наши общие усилия.

— С какого возраста, по-вашему, нужно задумываться о будущей специальности?

— Об этом так или иначе думаешь в любом возрасте, только уровни восприятия разные. Если в дошкольном возрасте ребенок получает информацию через осознание того, что «мама – врач, она лечит людей» или «дядя-милиционер ловит преступников», то в младшем школьном возрасте этому посвящены тематические классные часы, ролевые игры. Кстати, на недавнем семинаре в Слониме молочный комбинат подготовил внеклассное мероприятие, где в игровой форме дети получили информацию о молочном производстве. После этого устроили маленькую дегустацию. Думаю, такое знакомство в памяти ребят останется надолго.

Также очень полезны экскурсии на производства, где можно воочию познакомиться с тем, как, скажем, пекут хлеб, выпускают автомобили. Эта форма профориентации сегодня, на мой взгляд, несколько незаслуженно забыта. А ведь она дает результат.

Но самый пик для того, чтобы хотя бы задуматься над направлением, в котором ты будешь впоследствии двигаться, задуматься о будущей профессии, — 8—9-й классы. Кстати, ведь задача не в том, чтобы сделать единственно правильный выбор на всю жизнь. В сегодняшнем мире все мобильно, все очень быстро изменяется, появляются новые отрасли экономики, новые профессии. И нужно быть таким же гибким, готовым к новому.

— Один из наиболее важных вопросов, который встает перед выпускником, — выбрать поступление в вуз (а, как известно, сегодня высшее образование очень популярно) или среднее учебное заведение?..

— В своей жизни, когда мы едем на работу, идем по улице, заходим в магазины, мы сталкиваемся в основном со специалистами, имеющими среднее специальное или профессионально-техническое образование. И именно от того, как они будут работать, зависит наше хорошее настроение. Улыбнулся тебе продавец, ответил на все твои вопросы — вот и жить стало веселее. Сфера обслуживания в нашей жизни – самое важное.

Увы, часто, решая идти по пути высшего образования, ребята не выбирают профессию, а скорее отдаляют на пять лет ее выбор. Они, может быть, не вполне осознанно пытаются продлить свое детство. Хорошо быть школьником – все вопросы за тебя решают мама с папой, потом хорошо быть студентом – та же беззаботная жизнь. Но с проблемой выбора рано или поздно сталкиваешься лицом к лицу. Активный студент, который сделал осознанный выбор, курса с третьего начинает подрабатывать по специальности, а случайный человек катится по накатанной и ждет, что по окончании участие в его судьбе примут мама с папой. И сколько таких специа-
листов ходят на работу, потому что «так получилось»!

— Ольга Анатольевна, работа с родителями дает результат?

— Дает. Но задача родителя не сделать выбор за ребенка, а заставить его задуматься о будущем. И чем скорее, тем лучше. Поскольку нередко к нам обращаются лишь накануне поступления. Поздно вспоминают об этом и родители, поздно начинает прорабатывать этот вопрос школа. В школах эти вопросы ведут психологи. Но у них и без того нагрузка значительная. Кроме того, профориентационная работа по учебным планам, как правило, активизируется лишь в третьей четверти. В итоге с января до марта наши специалисты сбиваются с ног от количества заявок, наплыва желающих получить консультации.

— Было время, когда все школьники в обязательном порядке посещали так называемые учебно-производственные комбинаты. Собственно, они и были единственным «якорем» в мире профессий. Как строится эта работа сейчас?

— Конечно, количество УПК в республике значительно сократилось. Если, например, в Минске их было 10, то теперь только 4. Но в целом эта работа сохранена.

Кроме того, во всех школах страны есть целый ряд вспомогательных методик. Например, есть комплекс «Самоопределение», суть которого такова: ребята проходят два теста, на основании которых получают рекомендации, выходящие на специальность и профессию. Есть анкета профессиональных предпочтений. Мы рекомендуем с ней работать и в начале, и в конце года. Это позволяет проанализировать изменения. Есть комплекс «Профиль», куда входит 30 тестов. Мы его дорабатываем и где-то 19 мая передадим в школы республики. Есть еще «Электронная профкарта учащегося», где содержатся данные за пять лет об интересах учащегося, его увлечениях, как он оценивает свои успехи на фоне других одноклассников. По окончании школы этот документ ребенок может получить на руки.

В качестве дополнения к этому — наши консультации.

— Ведете ли вы статистику собственных успехов?

— Официально нет. Но к нам часто приходят родители с младшими детьми и рассказывают, что старшим мы с определением помогли. И это приятно. Но не нужно забывать, что стопроцентного ответа на вопрос, кем быть этому ребенку, мы не даем. Мы можем помочь, обратить на что-то внимание, дать рекомендацию. А дальше…

— То есть верно будет сказать, что вывод, который делает школьный психолог или специалист центра, не «диагноз»?

— Именно так. Ставить диагнозы — это прерогатива врачей. Но, случается, и они ошибаются. Мы стараемся открыть перед ребятами перспективу, палитру, многообразие выбора. Не так, что, если с чем-то одним не сложилось, значит, жизнь не удалась. Всегда должны быть запасные варианты.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает в сегодняшней профориентационной работе?

— Конечно, нам хотелось бы, чтобы в каждой области были центры профориентации молодежи. Сегодня их всего три: республиканский, гродненский и витебский областные…

Было бы хорошо, чтобы в каждой школе был специалист, отвечающий непосредственно за проблемы профориентации. Мне кажется, от этого польза будет всем: и учащимся, и педагогам, и обществу в целом. Кстати, этот вопрос обсуждается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter