Статус и традиции

В череде событий, приуроченных к началу учебного года, безусловно, выделяется открытие белорусскоязычной гимназии в Минске.
В череде событий, приуроченных к началу учебного года, безусловно, выделяется открытие белорусскоязычной гимназии в Минске. Ее директором стала Нина НИКИТИНА. Мы встретились с Ниной Ивановной после завершения первого этапа вступительных испытаний в гимназические классы. Какие впечатления? Развеялись ли у директора неизбежные тревоги, волнения?

- Волнения - еще мягко сказано. Хотя, думаю, это нормальное состояние, с которым каждый человек приступает к осуществлению нового замысла, - говорит Нина Никитина. - Для меня в нем важны прежде всего профессиональный анализ проекта и четкое понимание того, что сегодня белорусскоязычная гимназия - не самоцель и даже не содержание учебно-воспитательного процесса. Рассматривать как нечто экстраординарное то, что в Минске открывается подобное учебное заведение, по меньшей мере, несерьезно. Кстати, у нас в школе - а это бывшая 23-я - и раньше в каждой параллели организовывался класс с белорусским языком обучения.

Что касается самих экзаменов, впечатления самые хорошие. И от уровня подготовки ребят, и от царившей на экзаменах доброжелательной атмосферы. С каждым поступающим приходила целая группа поддержки. Собирался полный актовый зал - а он у нас рассчитан на 150 - 200 человек. И мы не должны были разочаровать людей - к этому обязывает высокий гимназический статус. Надеюсь, мы его оправдали.

Еще одна принципиальная позиция. Мы не рассматриваем с точки зрения старта потенциальных гимназистов обязательное владение белорусским языком. Все поставлены в равные условия. А дальше малышей-подготовишек в начальной школе ждет специальная программа адаптации. Несколько сложнее с набираемыми четвертыми-пятыми классами. Но для них, чтобы облегчить вхождение в языковую среду, даже предусмотрено временное пользование двумя идентичными комплектами учебников - на русском и белорусском языках. Кроме того, численность классов не превысит 20 человек, что обеспечит практически индивидуальный подход к каждому ребенку.

- Когда же планируется перейти на полностью белорусскоязычное обучение?

- Лет через пять. Мы еще должны выпустить ранее набранные классы.

- Вашу гимназию теперь нередко называют национальной...

- Думаю, подобную оценку надо еще заслужить. Статус "национальной" обеспечивается высочайшим качеством работы. И мы к этому, конечно, стремимся: предполагаем использовать лучшие традиции советской школы плюс опору на национальные корни в педагогике. Обязательно воспитание культуры и патриотизма, без чего не может состояться настоящая личность. В будущем хотели бы в старших классах ввести элементы школы бизнеса и права, изучение основ экономики и парламентаризма.

- При подготовке вашего проекта учитывался ли опыт Белорусского лицея?

- Да, конечно. И лицея, и других гимназических белорусскоязычных классов. Мы с уважением относимся ко всякому интересному опыту. Но механически переносить чьи-то методы и приемы в свою работу не собираемся. У коллектива есть планы и задумки, продиктованные собственным видением положения дел. Во главу угла ставится задача максимально раскрыть потенциал ребенка.

- Для работы в средних учебных заведениях нового типа нередко привлекаются вузовские преподаватели. Планируется ли у вас подобная практика?

- Кадровая проблема сегодня у нас остро не стоит. В школе сложилось плодотворное сочетание профессионального опыта педагогических "аксакалов" и смелости и азарта молодежи. Многие учителя прошли курсы повышения квалификации. И самое главное, все горят желанием работать.

Вместе с тем обсуждаем варианты сотрудничества с госпедуниверситетом и негосударственным Институтом парламентаризма и предпринимательства, где есть ряд интересных спецкурсов. У преподавателя вуза отличный от школьного педагога взгляд на учеников, другие методики. Они малоприменимы к младшим детям, но в старших классах дают прекрасный результат. Отказываться от этого не стоит.

- И все же то обстоятельство, что школа является белорусскоязычной, не может не накладывать отпечаток на воспитательный процесс. Какие планы в данном направлении?

- Обширные. Тем более сделано уже немало. И что особо хочу подчеркнуть - с помощью родителей наших учеников. Я имею в виду школьный клуб по интересам, где открыты секции фольклора, кукольного театра, народного прикладного творчества. Надеемся, этот перечень в ближайшем будущем значительно пополнится.

- Среди причин нераспространенности белорусскоязычного школьного образования в городе чуть ли не на первом месте фигурирует боязнь родителей ограничить конкурентоспособность своего ребенка при поступлении в институт. Оправданны ли эти страхи?

- Такие опасения имеют под собой определенную почву. Но только там, где сам учитель несет в класс подобную неуверенность, когда он недостаточно профессионален, чтобы на должном уровне организовать урок, вести преподавание своего предмета. Язык тут абсолютно ни при чем. Если родители видят высокое качество преподавания в школе, другие обстоятельства отходят на второй план. Мы выпустили белорусскоязычный 9-й класс и благополучно набрали такой же белорусскоязычный 10-й, где большинство детей намерено получать высшее образование.

Я убеждена, сама дискуссия на эту тему носит надуманный характер. Взять хотя бы наших выпускников: они считают для себя престижным свободно владеть белорусским языком так же, как и русским, английским...

- С чего начнете свое приветственное слово 1 сентября?

- Я скажу спасибо детям, которые выбрали нашу школу, поблагодарю родителей за то, что доверили нам своих детей, и обязательно выскажу признательность коллегам, без которых никаким планам не суждено сбыться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter