Старт на дистанции без финиша

На днях в Бобруйске открылась еще одна автозаправочная станция совместного предприятия Славнефть-Старт.
На днях в Бобруйске открылась еще одна автозаправочная станция совместного предприятия Славнефть-Старт.

В Беларуси это уже 16-я АЗС этого СП. И это менее трети того, что наметило для себя предприятие. В ближайшие 2 - 3 года сеть автозаправочных станций Славнефть-Старта имеет все шансы стать одной из самых мощных и современных в стране.

Менее трех лет прошло с момента основания СП Славнефть-Старт. Но их вполне хватило для завоевания солидной деловой репутации среди партнеров и потребителей топлива, имиджа успешно и динамично развивающегося предприятия. Только за последний год СП удвоило количество своих заправок в стране. Все они оснащены по последнему слову техники, предлагают высококачественное топливо на 10 - 12 пунктов дешевле средней стоимости горючего на белорусском рынке.

Из слов генерального директора СП Славнефть-Старт Сергея Шевченко можно сделать вполне конкретный вывод. В основу концепции создания и развития предприятия ставилась идея максимального сочетания прагматичного делового расчета и глобальных государственных интересов. В силу внутренней белорусской экономической специфики поставщикам нефти на наши НПЗ всегда было выгодно вывозить получаемые в ходе переработки нефтепродукты за рубеж. В недалеком прошлом к этому обязывала сложность с конвертацией выручки для последующей закупки сырья. Сегодня эта проблема снята, но появилась другая. Отечественные предприятия испытывают недостаток рублевых средств. То есть при всей высокой потребности республики в нефтепродуктах платежеспособный спрос на них, увы, не велик. Тем не менее для обеспечения внутреннего рынка топливом концерн Белнефтехим вынужден вводить жесткие ограничения на его вывоз. Сегодня в республике в зависимости от марки обязательно необходимо реализовывать от 50 до 100 процентов светлых нефтепродуктов, полученных при переработке нефти на отечественных заводах. Для крупных поставщиков нефти это, безусловно, очень тяжелые условия. Например, НГК Славнефть ежемесячно поставляет на Мозырский НПЗ порядка 200 тысяч тонн нефти. Соблюдая установленные нормы, компания просто не сможет найти на белорусском рынке платежеспособных потребителей такого количества топлива. Кроме того, необходимо выполнять и обязательства по поставкам горючего перед иностранными партнерами. К тому же стоит учесть, что от скорости расчетов во многом зависит судьба инвестиционных проектов Славнефти, в том числе и чрезвычайно важного для Беларуси - реконструкции Мозырского НПЗ.

СП Славнефть-Старт и было создано для того, чтобы максимально сблизить государственные интересы Беларуси и корпоративные - компании. На него возложена задача обеспечения местного рынка нефтепродуктов, с тем чтобы материнская компания могла максимально сосредоточиться на более глобальных проблемах. И на сегодня есть все основания считать, что расчет оказался точным.

Ежемесячно СП Славнефть-Старт перерабатывает до 30 тысяч тонн нефти. Ее поставляет НГК Славнефть с месячной отсрочкой платежа. Вся продукция предприятия предназначена для реализации на белорусском рынке. Ежесуточно Славнефть-Старт отпускает белорусским потребителям до 600 тонн высококачественного топлива. И в скором будущем эта цифра имеет все шансы значительно увеличиться.

Взаимоотношения НГК Славнефть и СП Славнефть-Старт позволяют второму из них динамично развиваться. Вся прибыль остается в его распоряжении, хотя, по большому счету, материнская компания имеет полное право использовать ее по собственному усмотрению. Однако она выдвигает лишь одно условие - стабильность расчетов за сырую нефть, и оно выполняется неукоснительно.

Таким образом, Славнефть-Старт получает возможность широкомасштабного инвестирования прибыли в развитие собственной инфраструктуры. И это не все. Взвешенный подход к реализации проектов позволяет в некоторых случаях чуть ли не вдвое повышать эффективность вложений. Как рассказал Сергей Шевченко, новые объекты Славнефть-Старт строит так называемым хозспособом, то есть своими силами. Со стороны привлекаются только проектные организации. В среднем это экономит до 40 процентов средств. Скажем, вновь открытая бобруйская АЗС обошлась чуть больше 200 тысяч долларов. А если бы к строительству привлекался подрядчик со стороны, то, по словам Сергея Шевченко, потребовалось бы не меньше 400 тысяч.

Все это позволяет совместному предприятию Славнефть-Старт делать вполне реальный оптимистичный прогноз собственного развития. В следующем полугодии вступят в строй еще 7 АЗС. А к середине 2003 года в стране будет 50 заправок и 10 нефтебаз, принадлежащих СП.

На нефтебазах стоит остановиться особенно. Они предназначены для решения двух весьма важных задач. Во-первых, солидные запасы топлива позволяют регулировать сезонные колебания в работе нефтепереработчиков. Это особенно важно для таких клиентов Славнефть-Старта, как столичное предприятие Минскпассажиравтотранс, грузовые автопарки. Ведь перевозчики не могут позволить себе попадать в зависимость от сезонного фактора. Во-вторых, через нефтебазы осуществляется мелкооптовая торговля нефтепродуктами. В нынешних экономических условиях это очень удобно белорусским предприятиям, особенно агропромышленным. Кстати, к проблемам руководство СП относится с пониманием. Только во время недавней уборочной кампании хозяйствам Могилевской области было реализовано около 1.000 тонн нефтепродуктов с отсрочкой платежа до 4 месяцев. Аналогичная помощь оказывалась и сельхозпредприятиям Минского района. Пожалуй, это еще одно подтверждение тому, что Славнефть-Старт не стоит особняком от важных государственных задач.

И это закономерно. Сама НГК Славнефть создавалась как межгосударственная российско-белорусская компания. Значит, и она, и ее дочерние предприятия изначально ориентированы на обеспечение глобальных интересов. То есть на работу, результат которой не просто выгоден обеим странам, но способствует активизации их экономического сотрудничества. В свете новых взаимных белорусско-российских политических инициатив НГК Славнефть все больше приобретает черты модельной структуры для будущих интеграционных проектов с прочной экономической основой. И, похоже, СП Славнефть-Старт занимает в этом далеко не последнее место.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter