В Брестском районе перезахоронили деревенскую семью, которую гитлеровцы расстреляли за связь с партизанами

Староста привел карателей...

В нынешнем году в Беларуси прокурорскими работниками при помощи местных жителей — свидетелей зверств, наследников погибших установлено более сотни не учтенных ранее могил, где нашли последнее пристанище уничтоженные гитлеровцами люди. Работа по выявлению и фиксации новых фактов геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны продолжается. Во всех местах устанавливают мемориалы, а память жертв увековечивают. Такая задача поставлена Президентом. На днях это сделали в Брестском районе — с почестями перезахоронили в братскую могилу в агрогородке Чернавчицы останки семьи Хилькевичей и неизвестного красноармейца, расстрелянных в 1942 году.

Хилькевичи из Булькова

О забытой могиле в деревне Бульково под Брестом в ИД «Беларусь сегодня» в 2020-м написал читатель. Захар Иванович Скуловец просил обратить внимание на захоронение, зарастающее одичавшей сиренью. Мы приехали, посмотрели. Прочитали на обелиске: «Здесь покоится прах Хилькевичей. Степана, Федосии, Ефимии, Татьяны, Евдокии, Николая. Погибших от немецких захватчиков в 1942 г. От дочери Поли». Очевидна была семейная трагедия, оставалось узнать обстоятельства случившегося.

После публикации в Брестский райисполком обратилась брестчанка Татьяна Власова, имеющая отношение к роду Хилькевичей. От рассказанной ею истории наворачивались слезы. Как оказалось, в 1942 году Евдокия, внучка Степана и Федосии Хилькевичей, привела в дом красноармейцев, которые просились в партизанский отряд. Солдат оставили ночевать. Живший поблизости родной брат Степана служил у немцев старостой, и он сразу же сообщил о незнакомцах.

— Фашисты нагрянули в Бульково, стали стучаться в дом Хилькевичей. Дверь открыла Евдокия — ее расстреляли прямо на пороге. На следующий день родственники собрались хоронить Дуню. Но во двор ворвались гитлеровцы и расстреляли всю семью: Степана и Федосию, Татьяну и Ефимию, — со слезами на глазах рассказывала Татьяна Власова.

Но это было не все. Староста, стоя над трупом родного брата, сообщил, что у Степана есть еще внук Николай, и он пасет коров. Подростка привели, долго издевались над ним, потом еще живого бросили в яму, туда же и тело одного из ночевавших в хате красноармейцев…

Получив от нынешней собственницы участка, а она проживает в Москве, разрешение на проведение поисковых работ, райисполком отправил заявку в 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. Минувшим летом в Булькове работали военнослужащие с участием сотрудников СК, прокуратуры и Госкомитета судебных экспертиз. Экспертной комиссией УГКСЭ по Брестской области установлено, что представленные на исследование костные останки — это части скелетов лиц женского и мужского пола двух возрастных категорий: 22—40 и 40—60 лет, юноши возраста 16—20 лет и девушки 16—22 лет.

Высечены в камне навеки

Русский Алексеев, армянин Азарян, узбек Абразаков, украинец Юрченко, осетин Дряев, еврей Левит… На плитах братской могилы в агрогородке Чернавчицы высечены более пятисот имен. Здесь нашли последний приют красноармейцы, погибшие в 1944-м в наступательных боях. А также мирные жители окрестных деревень, расстрелянные в годы оккупации. Тут покоится председатель местного колхоза Иосиф Крупский, сраженный вражеской пулей в 1949 году. К именам погибших и мирных жертв войны добавилась фамилия Хилькевич — обычной деревенской семьи, представители которой внесли свой вклад в будущую победу ценой своих жизней.

— В Брестском районе похоронены более 9,8 тысячи человек — воины, мирные жители, имена 7,6 тысячи из них неизвестны, — отметил на траурной церемонии председатель райисполкома Владимир Сенчук. — Спасибо тем, кто занимается поисковыми работами, возвращает забытые имена. Спасибо издательскому дому «Беларусь сегодня», журналисты которого помогли узнать о трагедии семьи из деревни Бульково. Как сказал Президент, всему миру нужно рассказать страшную правду об ужасах войны, о геноциде белорусского народа и другие нелицеприятные факты, которые мы из-за своей порядочности стеснялись предъявить. Пришла пора сорвать маски со всех оккупантов и коллаборантов.

Отдать дань памяти родственникам на церемонию в Чернавчицы пришли и наследники Хилькевичей. В их числе — Надежда Антонюк, внучка той самой Поли, которая поставила памятник на могиле родителей:

— Были убиты мои родные прабабушка и прадедушка, их дети и двое внуков. На тот момент три дочери были замужем, они жили в других деревнях, потому уцелели. В их числе моя бабушка Поля. Мы знали эту историю и молились за безвинно убиенных.

Не могла не спросить, почему не ухаживали за могилой, почему оставалась она позабытой-позаброшенной? И здесь — продолжение семейной трагедии: участок принадлежал наследникам того самого старосты, который привел в дом брата Степана фашистов…

Разрешения на эксгумацию и перезахоронение удалось добиться только в нынешнем году, после того как история получила огласку и к ней подключились Брестский район и прокуратура района.

…На братской могиле в центре Чернавчиц после траурных речей звучат залпы орудий и со всеми почестями останки убитых Хилькевичей и красноармейца, имя которого неизвестно, находят свое последнее пристанище в прибугской земле. Вечная память.


kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter