Брестчина предложила в Список ЮНЕСКО пять сельских храмов

Старое лучше нового

В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Беловежской пущей, Мирским замком, Несвижским музеем-заповедником и Дугой Струве могут оказаться пять православных храмов Брестской области.


Свято-Никитская церковь в деревне Здитово (около 1502 г.).

О возможностях включения в престижный список объектов деревянного зодчества Полесья говорили еще пять лет назад («Наследие», «СБ» за 16 июля 2010 года). И вот — конкретные предложения, которые могут дополнить существующую номинацию, уже объединившую храмы Украины, Польши и Словакии.


Церковь Параскевы Пятницы в деревне Збироги (1610 г.).

Деревянное зодчество на протяжении столетий было основным видом архитектурного творчества белорусского народа, важной частью его художественной культуры. Немногое, увы, сохранилось. В основном — храмы, за которыми бережно следили.


Свято-Михайловская церковь в Черске (1700 г.).

В Брестской области более сотни культовых сооружений из дерева, охраняемых государством, достойных внимания. Наши деревянные церкви — явление самобытное, не поспоришь. Двух одинаковых нет. Но чтобы попасть в престижный список, нужно доказать уникальность объектов. В чем же необычность деревянного зодчества Полесья? Интерес на международном уровне они представляют именно как образцы целой архитектурной традиции, которая отличается от традиций других регионов Беларуси.


Свято-Михайловская церковь в деревне Степанки (1780 г.).


В числе предложенных к внесению в список — две безбашенные и три двухбашенные церкви. Стоит найти время, чтобы их посмотреть. Снаружи, изнутри окунуться в атмосферу веры сельского человека, который приходит в церковь действительно как в храм, а не со спешкой поставить свечи. Дух таких церквей — это тишина, спокойствие. Немногочисленные прихожане никогда не сделают замечания заезжим гостям. Они будут им рады. К сожалению, в Брестской области есть церкви, в которые уже некому ходить. Уходящая натура...


Церковь Параскевы Пятницы в Дивине ( 1728 г.).

Итак, назову храмы, которые Брестчина предлагает взять под особую охрану. Две церкви несколько веков стоят в Брестском районе: Параскевы Пятницы построена в деревне Збироги (1610 г.), а Свято–Михайловская (1700 г.) — в Черске. Две в Жабинковском: Свято–Никитская в деревне Здитово (около 1502 г.) и Свято–Михайловская в деревне Степанки (1780 г.). Пятая — церковь Параскевы Пятницы — в Дивине Кобринского района ( 1728 г.). Все эти храмы — памятники республиканского значения, о чем свидетельствуют размещенные на них охранные таблички. Технически они хорошо сохранились.

Еще десять лет назад список мог быть как минимум вдвое длиннее. Но реальность, увы, такова, что многие культовые сооружения теряют первозданность. Над ними нависла другая угроза — не та, что в прошлые времена. Они не закрываются — изменяются. Преображаются интерьеры и внешний вид. В последнее время люди горят идеей реставрировать церкви своими силами. Вот только реставрация происходит самым простым способом. Я прекрасно понимаю прихожан, им хочется сделать красиво. Но — никакого научного сопровождения, археологии. Вместо скромных луковок появляются золоченые. Вместо древних крестов — современные. Устанавливаются бетонные заборы. Церкви обивают сайдингом — как, например, в Малоритском районе. В Кобринском районе дверь в старинном храме заменили на пластиковую. В Ивацевичском храм–памятник вообще был снесен. Вместо него вырос новый — спонсировал местный предприниматель.

Заместитель начальника управления культуры Брестского облисполкома Вячеслав Гарбузов уверяет: сейчас контроль за процессом стал жестче. Священников штрафуют за самовольное вмешательство в оригинальную архитектуру. Хотя, понятно, делают это они не по злому умыслу. Однако статус объекта всемирного наследия терять недальновидно. Он дает ряд преимуществ. Это дополнительные гарантии сохранности и шанс получить средства из Фонда всемирного наследия.

Конечно, никто не может стопроцентно утверждать, что ЮНЕСКО оценит наши старания по популяризации деревянного зодчества. Путь к списку долог, извилист и не всегда может быть успешным. Хотя ничего подобного из сохранившегося на территории Белорусского Полесья в Европе практически не осталось.

К слову, недавно поступило предложение включить в Список ЮНЕСКО и колокольный звон — неповторимое искусство звонарей церквей западных районов Беларуси («О ком звонит колокол», «СБ» за 3 марта 2015 года).

А пока... Впереди — туристический сезон. Сельские храмы надо популяризировать, водить туда экскурсии. Самые интересные факты собраны и уж точно сохранятся на бумаге: скоро увидит свет уникальная книга–исследование известного брестского краеведа Валерия Мороза о храмах и церковной жизни Брестчины.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 69 (24699). Суббота, 11 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter