В НАН работают над созданием полигона для испытаний беспилотного транспорта

Станут на автономный путь

В нашей стране уже долгое время на крупных промышленных предприятиях системно занимаются развитием безлюдных технологий. На протяжении последних пяти лет холдинг БЕЛАЗ публично демонстрирует существенный прогресс в работе беспилотных самосвалов в карьере. Машины в испытательном режиме выполняют работу без участия человека: курсируют по маршруту с грузом и выгружают его в установленном месте. Компания МТЗ также показывала беспилотный трактор. И сегодня от работы техники в зоне ограниченного доступа в стране постепенно переходят к испытаниям беспилотного транспорта для городской среды. Институт машиностроения Национальной академии наук занимается расширением возможностей существующего полигона, где будут испытывать беспилотные городские автомобили, автобусы и грузовики. О ходе работы над проектом, приближающим будущее к белорусским дорогам, рассказал генеральный директор объединенного института машиностроения Сергей Поддубко.

Проект широкого масштаба

Поручение о создании полигона, где можно было бы испытывать беспилотный общественный транспорт и индивидуальные авто в условиях городской среды, было дано ученым Национальной академии наук еще в 2021 году. Как рассказал Сергей Поддубко, такой проект содержит в себе множество сложных технологических решений, которые позволяют симулировать работу дорожного движения в технологичном городе. Поэтому его создание потребует существенных финансовых затрат. 

— Мы изучили мировой опыт по созданию полигонов. Мы знаем, в каких странах они есть, как строятся, сколько стоят. Как правило, такой проект для испытаний беспилотного транспорта возводится как площадка, имитирующая кварталы умного города. Также там должно быть скоростное кольцо. Таким образом появляется возможность проводить два вида испытаний: в условиях города отрабатываются алгоритмы и передвижение беспилотника, а второе — оценка того, как происходит движение беспилотного автомобиля на скоростных участках, где необходимо маневрировать. После комплексных обсуждений мы разработали проект полигона, который мог бы все это осуществить, — отметил Сергей Поддубко. 

По его словам, за ориентир был взят российский полигон, находящийся в научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). В данный момент там уже обкатываются автомобили. В 2023-м началось и строительство скоростного кольца.

— Это очень дорогой проект. Поэтому мы решили, что будем использовать скоростное кольцо для испытаний в России. У нас подписано соответствующее соглашение. На своем полигоне мы будем испытывать движение в городской среде. Например, мы сможем испытывать тормозные свойства беспилотного транспорта. Для этого будут использоваться манекены, благодаря которым видно, как автомобиль успевает реагировать на человека. Также мы сможем оценивать такие маневры, как перестройка, обгон, разгон. Есть целый перечень испытаний, который можно у нас освоить. Каждый метр движения будет оцифрован и проанализирован, — рассказал собеседник.

Он отметил, что на полигоне в скорой перспективе можно будет испытывать технику белорусских предприя­тий. Например, МАЗ уже сегодня создает электрогрузовики, которые в дальнейшем могут стать беспилотными. 

Перспектива не завтрашнего дня

При этом ученый считает, что для нашей страны беспилотный транспорт, который будет ездить на городских дорогах, пока перспектива не завтрашнего дня: 

— На данный момент в стране все еще нет необходимых технических нормативно-правовых актов для законного применения беспилотников на дороге. Их надо еще создать и сделать это на базе уже имеющихся в России или правил ООН. Также в России уже начали создавать стандарты под каждый блок беспилотного транспорта. Сейчас перед нами стоит аналогичная задача. Мы уже работаем с Государственным комитетом по стандартизации. Когда появятся требования к испытаниям, мы сможем исследовать работу образцов, а это позволит говорить о том, когда именно беспилотники смогут ездить на наших дорогах. 

Согласно плану в 2024-м произойдет разработка необходимых стандартов. Также в Объединенном институте машиностроения идет закупка нужного оборудования для полигона. Сам же полигон уже готов к его установке. Аккредитация на разные виды испытаний будет проходить в будущем, после появления стандартов, рассказал собеседник:

— Еще важно отметить: чтобы закупить оборудование, надо получить поддержку от предприятий, которым необходимы испытания своей продукции. Поэтому нам нужно не просто сделать базу для испытаний, а чтобы она была востребована.

Среди перспективных партнеров Сергей Поддубко назвал такие компании, как МАЗ, BKM HOLDING. Данные предприятия выпускают общественный транспорт, пассажирскую технику, которые в перспективе смогут перестроиться на создание беспилотников. 

— Таким образом, благодаря нашей совместной работе в будущем будет происходить отработка беспилотной пассажирской и грузовой техники. Насколько скоро будем что-то испытывать после появления стандартов? Тут многое зависит от рынка. Если появится большая потребность в такой технике, то процесс пойдет быстрее. Вот, например, в России сейчас объявили, что они делают беспилотный маршрут Москва — Санкт-Петербург. И над ним сейчас идет активная работа. Белорусские компании уже сотрудничают с этим проектом, — отметил Сергей Поддубко. 
Он обратил внимание: поскольку проекты с беспилотным транспортом активно развиваются в России, белорусские компании будут стараться принимать в них участие. Это в будущем положительно отразится и на развитии внутреннего рынка, ведь уже обкатанные проекты можно будет использовать в Беларуси. 
— В Москве сейчас, например, испытывают беспилотные такси прямо в городе. Решением правительства была определена специальная зона. То есть это означает, что в ближайшие годы у них появятся беспилотные такси на определенном маршруте. Нам к этой работе тоже нужно подключаться, — отметил собеседник. 

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter