Становой хребет экономики и основа "Снова" - собственность, инициатива и дисциплина

Становой хребет экономики и основа "Снова"

Это, по твердому убеждению его руководителя Николая Радомана, — собственность, инициатива и дисциплина

ОБ агрокомбинате «Снов» и его руководителе Николае РАДОМАНЕ написано много и многими — поисковик выдает более 25 миллионов ответов. Неудивительно, ведь предприятие  в передовиках еще с советских времен. Развитая производственная и социальная база, заложенная Героем Социалистического Труда Яковом Алексанкиным и Героем Беларуси Михаилом Карчмитом, стала хорошей основой для дальнейшего развития. Николай Радоман с глубоким уважением говорит о своих предшественниках, у которых перенимал опыт и стиль работы. Когда в 2004 году возглавил хозяйство, надо было умудриться не только сохранить его, но и на самых высоких скоростях развивать дальше. Кто-то скажет, Радоману повезло: при таких стартовых условиях несложно справиться. Что сказать в ответ? Каждый зяблик в поле агроном. 

ЗА неполных 13 лет под руководством Николая Вячеславовича производство мяса утроили, молока получают в 2,8 раза больше. В хозяйстве даже поросята прибавляют в привесах, как средний крупный рогатый скот, — по 780 граммов в сутки. Урожайность 100 центнеров с гектара – реальность, а надои от коровы в 10 тысяч килограммов – европейский уровень. Причем рентабельны все отрасли: молоко — более 60 процентов, сахарная свекла – около 100, картофель – более 100, о свинине и мясе птицы и говорить не приходится. Здесь даже «несчастная» говядина дает рентабельность около 10 процентов. 

И ведь никакими лозунгами, призывами или хлыстом в большинстве случаев нельзя заставить человека соблюдать техрегламенты и эффективно трудиться. Собственность, дисциплина и инициатива — становой хребет экономики и основа «Снова». Более 18,5 тысячи рублей чистой  прибыли получили за 10 месяцев — на 4 тысячи больше уровня прошлого года. И что интересно, по меркам Беларуси хозяйство ведь среднее — пахотной земли чуть больше 8 тысячи гектаров. Но именно здесь одними из первых в республике начали работать по системе «поля — это корма, фермы — это мясо и молоко». 

В то время когда многие жалуются и сетуют: мировой кризис таки не утихает, рынки все проседают, маржа падает, рентабельность сельхозпроизводства трепыхается вокруг нулевой отметки, агрокомбинат каждый год прирастает, плюсует, увеличивает и наращивает. 

ЧТО, и погода не мешает? Нигде не подсушило или местами «не подзалило»? Ответ руководителя: сегодня ты не хозяин, если тебе мешает погода. О ней нужно думать заблаговременно, иначе убытки неизбежны. Например, картофель, выкопанный поздно и в сырую погоду, – в лучшем случае сырье для переработки. Настоящий руководитель должен думать даже не о завтрашнем дне, а на три—пять лет вперед. 

— Когда принял хозяйство, взяли путь на его интенсивное развитие, — говорит Николай Радоман. — Расширялись, строились. Тоже брали кредиты и тоже экономили. И потом, надо иметь не только определенное чутье, но и просчитывать, что принесет дивиденды, куда вложить средства в первую очередь. Мы сразу инвестировали в свиноводство, потому что видели его быструю окупаемость. Потом в молочную отрасль, где много затрат и срок отдачи удлиняется, но при этом выручала свинина. Потом опять вложились в быстроокупаемый проект. И так постепенно, пошагово. Чувствовал, что будут проблемы с реализацией, будет обостряться конкурентная борьба на внешних рынках. Но имея объемы, и с небольшой рентабельностью можно развиваться. Когда получили дополнительную кормовую базу, начали модернизировать птицеводческую отрасль: было 12 птичников, а сегодня 26. Построили всего около 50 зданий. Сейчас у нас большое производство, хозяйство постоянно при деньгах. Это позволило построить зернохранилище на 20 тысяч тонн, реконструировать холодильник–морозильник на 200 тонн мяса, открыть ресторан, магазины. Но еще раз подчеркиваю: мы не кидаемся бездумно в кредитный омут, а серьезно просчитываем каждый шаг, взвешиваем наши возможности и таким образом страхуем себя от непредвиденных рисков. Принимаемые стратегические решения детально обсуждаем вместе со специалистами, думаем, что будем дальше усиленно развивать, на чем зарабатывать деньги.

СЛУШАЯ руководителя, невольно засомневаешься: неужели все так гладко и никаких проблем? Есть. «Снов» живет не на отдельном острове. Все в курсе эпидемии птичьего гриппа в Европе, откуда хозяйство завозит цыплят. Для безопасного функционирования птицефермы пришлось построить новый санпропускник, где разместились раздевалки с душевыми, прачечная, актовый зал, ветаптека, кабинеты для специалистов. Но Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода ограничил ввоз птицы из ряда регионов Европы и отменил все ранее выданные разрешения на ввоз в страну суточных цыплят:  и в январе—феврале хозяйство потеряло выручку. К концу года эффективность производства мяса птицы восстановилась. 

Так что никакой кризис агрокомбинату, по большому счету, не страшен, потому что есть возможность для маневра. Упали цены на потребительском рынке на птицу — потери перекрывают  за счет наращивания других производств. 

Конечно, на финансовых результатах сказывается и полноценная цепочка «производство – углубленная переработка — торговля», слабо зависящая от сторонних поставщиков и потому вполне самодостаточная. Агрокомбинат ежедневно производит 40 тонн готовой продукции на мясокомбинате (около 300 видов) и около 20 видов молочки. Продукция реализуется через фирменные магазины – 35 процентов, сетевых операторов и на экспорт. Комбинат имеет свою торговую марку, площади в Москве, где создано совместное предприятие «Торговый дом «Снов». Николай Радоман: «Успех в любом деле, а в сельскохозяйственном тем более, держится на трех китах: любви к своему делу, грамотных специалистах и дисциплине. Нам это позволяет ежегодно производить около 30 тысяч тонн молока и 27 тысяч тонн говядины, свинины, птицы. Сновская продукция пользуется хорошим спросом как в Беларуси, так и в соседней России». 

НИКОЛАЙ Радоман очень требователен к себе и того же требует от своих подчиненных. Дает результаты и «диктатура технологий». Работнику ничего не нужно придумывать, все его действия расписаны до мелочей. В хозяйстве давно уже забыли про битву за урожай, нет чрезвычайщины и цейтнотов. Посевная и уборочная – плановая работа, для которой запас топлива, запчастей и других составляющих заготовлен вовремя.

Несколько лет назад к «Снову» присоединили хозяйство «Друцковщизна». Построили там новый роботизированный молочный комплекс, а старый реконструировали под откорм КРС. Поголовье увеличили почти втрое — до 3600. Это я к тому, как земля в умелых руках может давать в три раза большую отдачу. При этом число  работающих уменьшилось со 140 до 60 человек. Работа доярок, как на промышленном предприятии — в три смены, по семь часов, каждую неделю выходной. Средняя зарплата до тысячи рублей. 

В «Снове» много писаных и неписаных правил, но есть и аксиома: можно иметь передовые технологии, суперсовременную технику, но если не будет человека, грамотного, вдумчивого, — ничто не будет востребовано. Поэтому прибыль агрокомбинат вкладывает не только в производство, но и в социалку. Агрогородок Снов сегодня мало чем отличается от малого города. Программа строительства жилья для молодых специалистов не свернута. Есть куда сходить за покупками и где провести свободное время. Две средние школы, пара детских садиков, музыкальная школа. В отдаленные деревни через день ездят автолавки. Есть хороший Дом быта, прекрасный Дом культуры, библиотека которого остается центром притяжения взрослых и детей. Школа искусств, бассейн, фитнес-центр, тренажерные и спортивные залы, амбулатория с водолечебницей, массажным и флюорографическим кабинетом – все рядом. Вся инфраструктура поддерживается и развивается только за счет собственных средств агрокомбината. В целом социальная сфера ежегодно съедает порядка миллиона долларов. Хотя Николай Радоман считает, что это не потери, а вклад в людей, в так называемый человеческий капитал. Но так хозяйствовать на земле удается пока немногим.

— До благополучия в АПК пока далековато, — анализирует сегодняшнюю ситуацию в отрасли Николай Радоман. — Вижу по своему предприятию, каковы затраты на приобретение и капитальный ремонт техники. Они увеличиваются в неимоверной прогрессии. Затратный механизм безудержно растет, хотя я «обжал» все вероятные дыры, куда улетают деньги. Экономим на всем. Запчасти, удобрения и средства защиты растений приобретаем только по тендеру, строительные работы удешевляем хозспособом, строго контролируем расход топлива и всех без исключения ресурсов. И то трудновато выживать, хотя по сравнению с другими мы, получив 18 миллионов рублей, или 9 миллионов долларов, чистой прибыли, казалось бы, не должны волноваться. Но от волнений никак не избавиться. Как говорят, большой приход, но и большой расход.

— Производитель по-прежнему в маржинальной цепочке крайний?

— Смотрите, с одной стороны, цены у нас отпущены, с другой — Министерство антимонопольного регулирования и торговли все контролирует. Считаю, цена на продукцию должна формироваться согласно сложившейся конъюнктуре. Не будет спроса — отдадим задаром. У нас же пока действует пресловутая дележка: много мяса — никого не интересует, куда его деть. Когда не хватает, начинают распределять. Уж слишком много у нас регулировщиков над производителями. Если уж отпустили цены, то старайтесь поменьше влезать в рыночный процесс. Во-вторых, антимонопольный закон во многом не учитывает интересы производителя. Предположим, сегодня покупаешь сою за 400 долларов, а завтра она на бирже стоит 500. Но нам говорят, не имеешь права поднять цену на птицу, которую мы кормим этой соей. Как так, почему? И снова страдает производитель.

— Что можно сделать, чтобы все же переломить ситуацию в АПК?

— Пока что мы дали аграрному комплексу кислородную маску, но надо еще и валидол под язык тем хозяйствам, которые вот-вот перестанут дышать. Время признать диспаритет цен, проанализировать, почему не всегда исполняется постановление Правительства о выделении хозяйствам надбавок за молоко и мясо. Во всяком случае, наше хозяйство их не получало. Только в прошлом году это ни много ни мало – полтора миллиона потерянных рублей. В этом — за все годы «возместили» только 30 тысяч рублей.

Надо посмотреть, туда ли вкладываются средства. Сегодня львиная доля государственных денег перетекает из Минфина банкам, а для сельских тружеников они словно попутный ветер. В общем, поступают всем приклеенным к сельскому хозяйству. Какая же у поддержки адресность? Подходы к распределению надо пересматривать, повернуть деньги в реальный сектор экономики. Именно так, как и требует наш Президент.

Уважаемые труженики сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, ветераны производства!

Примите наши искренние поздравления по случаю профессионального праздника. Благодаря вашему добросовестному и самоотверженному труду в стране успешно решена продовольственная проблема, постоянно увеличиваются поставки продуктов питания на экспорт, успешно развивается белорусская деревня. Новыми трудовыми победами отмечен и нынешний год — в республике получен хороший урожай зерна и сахарной свеклы, больше заготовлено кормов, выросли надои и привесы на фермах. Спасибо и низкий поклон вам за это!

Желаем крепкого здоровья, добра, мира и богатства вашим домам, благоприятной погоды, высоких урожаев и достойной прибыли вашим коллективам!

Председатель Республиканского агропромышленного союза (БелАПС) Николай РАДОМАН
Председатель ОО «Белорусский крестьянский совет» Алексей СКАКУН

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter