Соответствуют ли наши выборы международным стандартам?

Стандарт шаблону рознь

Два события, которые приковали внимание мировых СМИ к Беларуси на этой неделе. Выборы Президента и следом 79–я Генеральная ассамблея Международной электротехнической комиссии. Мероприятия совершенно не связанные между собой, но некоторые параллели проявляются весьма рельефно.

МЭК — структура серьезная. Объединяет 83 страны. А так или иначе в ее работе участвуют 166 государств. Без малого — весь мир. Приоритет деятельности — выработка единых стандартов связи. Для чего? Чтобы не запутаться в технических нюансах, представим просто. В каждой из стран Земли мобильники работают на разных частотах и по своим технологиям. Забудьте о роуминге. Пересекли границу — и потерялись. Местную сим–карту тоже покупать смысла нет. Системы разные. Почта, телеграф — только в них и спасение. Хотя тоже не факт, если бы не было единых стандартов передачи информации. МЭК основана еще в 1906 году. И именно согласованная политика стран–участниц стирает границы общения и позволяет нам быть онлайн в любой точке мира. Будь по–другому, голубиная почта оставалась бы единственной более–менее надежной связью.

Стандарт — категория конкретная. В нем прописано все. Если речь идет о расстояниях — до миллиметров. Если о весе — до граммов. Громкость исчисляется в децибелах. Частоты прописываются в герцах... Да мало ли различных свойств у разных материалов, веществ и изделий. Кому–то покажется удивительным, но на международном уровне все они четко регламентированы. Например, системой ISO. Наши предприятия платят немалые деньги, чтобы иметь соответствующий сертификат. Иначе БМЗ не продал бы «Мишлену» или «Пирелли» свой металлокорд, «Беларуськалий» не поставил бы удобрения в Китай, Индию, Америку и прочим странам его обширного экспорта, не продавались бы белорусские тракторы и грузовики в дальнее зарубежье. А уж об организации там сборочных производств, которых год от года становится все больше, и вовсе речи бы не шло.

Стандарт правит миром. Точнее, мировой торговлей. Единый, согласованный, всеми признанный и дисциплинированно соблюдаемый. Хорошая практика, достойный опыт. Но...

В эти дни слово «стандарт» снова звучит в ином контексте. В Беларуси прошли выборы Президента. Многочисленные внутренние и иностранные наблюдатели практически сошлись во мнении, что избирательный процесс соответствовал нашему законодательству. Это хорошо. Но на фоне разворачиваются дискуссии: а соответствуют ли наши выборы международным стандартам?

«Международные стандарты выборов» — это удивительное, а во многом и неуклюжее клише мы как–то вдруг, не до конца осознанно впустили в свое сознание. А в чем суть этих стандартов? Этим вопросом, напомню, задавался и Александр Лукашенко на избирательном участке, отвечая на вопросы журналистов:

— Хотелось бы, чтобы меня познакомили с теми стандартами, которым мы должны соответствовать... Если мы с вами хотим соответствовать неким стандартам, давайте раз и навсегда, будь то в рамках Организации Объединенных Наций (что мы предлагали вместе с Россией), будь то в рамках ОБСЕ (то, что мы предлагали от имени СНГ и Евразийского экономического союза), давайте выработаем эти стандарты. И если мы подпишемся под ними, мы свято будем их соблюдать.

Но стандартов нет и разрабатывать их никто не спешит. Между тем сам термин, очевидно, становится инструментом манипуляций. Но, позвольте, задамся несколькими вопросами в проекции на минский саммит МЭК. Связисты обсуждают вполне конкретные вещи. Наблюдения за их профессиональной, въедливой и в чем–то даже занудной технарской работой невольно проецируются и на политическую плоскость. Что должны регламентировать международные стандарты выборов? Размеры урны для голосования? Расстояние до нее от кабинки заполнения бюллетеня? Численность избирательных комиссий и наблюдателей? Где эти конкретные параметры стандарта, под которые можно одним гребнем причесать и Германию, и США, Россию, Австрию, Китай, Бразилию, Индию, Беларусь и все остальные страны мира?

Этот вопрос пока остается без ответа. Между тем общие стандарты связи нас объединяют, а сила отсутствия конкретных единых политических стандартов действует в обратном направлении. Так надо ли оперировать терминологией, под которой нет разумной, логически, законодательно обоснованной базы? Может, все же стоит заняться скучной, но для будущего планеты очень полезной работой: предложить, согласовать, утвердить и соблюдать. Всем, без исключения. Готовы ли на это страны, апеллирующие к пока иллюзорной стандартизации демократии?

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 200 (24830). Пятница, 16 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter