Стальной занавес

Что бы ни говорили маститые аналитики о начале торговой войны между Россией и США, ее нет.
Что бы ни говорили маститые аналитики о начале торговой войны между Россией и США, ее нет. Весьма странно было бы считать введение Соединенными Штатами запретительных импортных пошлин на металлопродукцию ответом на приостановление поставок американского куриного мяса в Россию. Куриная проблема лежит исключительно в плоскости взаимоотношений двух государств, стальная же затрагивает экономические интересы доброй половины мира.

То, что США давно решают собственные проблемы, невзирая на мнение других стран, - уже аксиома. Достаточно вспомнить, как еще совсем недавно Новый Свет яро лоббировал решение ОПЕК об увеличении добычи нефти, в то время как весь остальной мир, опасаясь обвала цен на углеводородное сырье, ратовал за обратное. И вот теперь заместитель министра торговли США Грант Алдонас заявляет, что медленные темпы восстановления экономики европейских стран и Японии, накладываясь на высокую стоимость доллара, ухудшают условия деятельности американских производителей. Причем не только в сталелитейной отрасли, но еще в сельском хозяйстве и изготовлении полупроводников. Поэтому и на импорт продукции этих двух сфер в ближайшее время могут быть введены повышенные импортные пошлины.

Объективно американский замминистра абсолютно прав. Дорогая национальная валюта снижает ценовую конкурентоспособность отечественной продукции и, как следствие, ложится тяжким бременем на своего производителя. Проблема вполне решаема внутри страны. Для этого достаточно разумной, поступательной девальвации доллара. Однако американская администрация решает пойти на прямое нарушение принципов свободной торговли, лежащих в основе деятельности ВТО, даже если делать ссылку на предвыборные обещания Буша "поддержать своих металлургов".

В политике Всемирной торговой организации США всегда играли чуть ли не первую скрипку. Излишние чопорность и требовательность к принятию новых членов в ВТО порой даже раздражают. Россия и Беларусь уже не первый год ведут переговоры о вступлении в эту организацию, но на сегодня едва подошли к теоретической возможности определить конкретные условия для этого. Слишком пристально и осторожно ВТО оценивает действующие в наших государствах таможенные режимы и одновременно закрывает глаза на "шалости" американцев. Последние, впрочем, демонстрируют полное безразличие к возможной реакции. Заявление о предполагаемом повышении в США импортных пошлин на продукцию сельского хозяйства и полупроводниковой промышленности прозвучало уже после того, как Австрия, Новая Зеландия, Япония, а за ними и Европейский союз подали официальную жалобу в ВТО на повышение США пошлин на сталь. Более того, Грант Алдонас дал четко понять, что претензия ЕС на компенсацию 2 млрд. долларов потерь от новых стальных пошлин останется неудовлетворенной.

Беларусь пока остается в стороне от "стального скандала". Единственный наш экспортер металлопродукции на американский рынок - Белорусский металлургический завод - имеет там четко оговоренные квоты на поставку металлокорда, бортовой проволоки и катанки. Они, как сообщили на заводе, пока остаются неизменными. Впрочем, в свое время трения с США в отношении металла были и у нас. Несколько лет назад БМЗ пришлось переориентировать поставки стальной арматуры с американского рынка в страны Юго-Восточной Азии из-за проведения антидемпингового расследования, и предприятию удалось избежать потерь. Но тогда проблема имела локальный характер, в отличие от нынешней.

Американцам оказалось проще вести торговую войну со всем миром, нежели самостоятельно разбираться со своими экономическими проблемами. Доллар слишком долго оставался символом могущества Нового Света, чтобы снижать его стоимость даже с пользой для собственной экономики. Тем более трудно допустить возможность этого сегодня, с введением полноценной единой европейской валюты. Вряд ли когда-нибудь США смогут прийти к решению, которое хотя бы теоретически сможет привести к потере монопольных позиций доллара при расчетах в международной торговле. Подтверждением тому последние заявления высокопоставленных чиновников из Вашингтона о том, что экономика США преодолела кризис и сейчас на подъеме. Открытым остается лишь простой до банальности вопрос: зачем тогда в условиях растущей экономики принимать жесткие протекционистские меры и планировать новые?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter