Стальной ресурс

Заместитель министра заменил отсутствующего директора Белорусский металлургический завод за высокую культуру производства, а еще больше за исключительное значение для экономики иногда называют "жемчужиной".
Заместитель министра заменил отсутствующего директора

Белорусский металлургический завод за высокую культуру производства, а еще больше за исключительное значение для экономики иногда называют "жемчужиной". Между тем в последние годы предприятие столкнулось с серьезными трудностями: сменилось два генеральных директора, Комитет госконтроля выявил солидный перечень недостатков. Чтобы придать заводу новое ускорение, сюда несколько месяцев назад в качестве руководителя был командирован первый заместитель министра промышленности Иван Демидович. Что изменилось?

Прежде чем ответить на вопрос, давайте определим, так сказать, точку отсчета. Завод выпускает полтора миллиона тонн стали в год. Причем не в виде сырья для последующей переработки, а куда более дорогостоящей конечной продукции: литых заготовок, строительной арматуры, а главное - наукоемкого металлокорда для производства автомобильных шин. Более 80 процентов продукции уходит в 40 стран. С другой стороны, 15-тысячный завод является ведущим для относительно небольшого Жлобина, как говорят специалисты, градообразующим. Случись что - многим высококвалифицированным работникам просто некуда будет податься. Вот почему, когда сначала в 1998 году в Юго-Восточной Азии, а в 2001-м в Европе и США разразился металлургический кризис, это было воспринято с большой тревогой не только на самом предприятии, но и в высших органах государственного управления. Тем более что рентабельность на БМЗ упала до нескольких процентов.

Как отметил Иван Демидович, отвечая на мой вопрос, "я тут, поскольку надо сохранить заметное место предприятия на международном рынке. Как первый заместитель министра могу сразу на месте решать массу вопросов. А работать здесь было необходимо очень серьезно". Впрочем, о каких-либо "революционных" мерах речь не шла, хотя некоторые кадровые перемены, совершенствование управленческой структуры пришлось произвести. Но не менее важно, что перед предприятием и его подразделениями были поставлены более четкие задачи в соответствии с уточненными перспективами. Они определились в ходе переговоров с рядом ведущих фирм США и Европы. Не в последнюю очередь сказалось и то, что продукция БМЗ сейчас ликвидна, то есть востребована.

Действительно, и на мировом, и на российском металлургическом рынках сейчас подъем, предприятия даже восстановили доходы на докризисном уровне. Однако в случае с БМЗ этот фактор далеко не единственный. Ставку здесь делают на постоянную модернизацию, намерены вложить в реализацию соответствующей программы, рассчитанной до 2005 года, 86 млн. долларов.

Сказывается помощь государства. Для оздоровления финансово-экономической ситуации на БМЗ при поддержке Нацбанка и Минпрома разработана программа реструктуризации кредиторской задолженности завода. Минпромом предприняты меры для расширения поставок на БМЗ сырья - металлолома. В ближайшие годы производство металлокорда предполагается увеличить еще наполовину.

Как видим, эффект "прямого управления" предприятием со стороны министерства налицо. Однако как быть с остальными "хромающими", ведь в том же Минпроме каждое четвертое предприятие - убыточное, а в других отраслях - и того больше. Пожалуй, на всех заместителей министров не хватит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter