Средний класс без средних школ

В открывшуюся недавно первую могилевскую частную школу "Эврика" я ехал с намерением написать материал о том, как учатся дети "новых белорусов".
В открывшуюся недавно первую могилевскую частную школу "Эврика" я ехал с намерением написать материал о том, как учатся дети "новых белорусов". Прикидывал, откровенно говоря, как покрасочнее описать шикарные иномарки, на которых ребят привозят на занятия. Да еще думал, что на уроках услышу ответы вроде "типа дважды два чисто конкретно будет четыре". Ожиданиям моим сбыться не удалось. Впрочем, обо всем по порядку...

Месяц учебы ребенка в "Эврике" обходится родителям в сумму эквивалентную 200 долларам. Папы и мамы малышей из подготовительных классов выкладывают на 70 долларов меньше. Но это еще не все расходы. 20 долларов ежемесячно родители платят за то, что каждый день комфортабельный микроавтобус "Мерседес" привозит их детей в школу и развозит ребятишек по домам.

Не поверите, но в школе нет ни одного ребенка "нового белоруса". Богатые люди, которые могут позволить себе авто за 40 - 50 тысяч долларов, пока только присматриваются к учебному заведению нового типа - мол, неизвестно еще, как дела пойдут. Поэтому в "Эврике" учатся дети представителей немногочисленного среднего класса - в основном предпринимателей.

Пока в негосударственной школе всего 17 детей, которых обучает ровно столько же преподавателей. Есть классы, где учатся три человека. Есть и такие, где весь "коллектив" состоит из одного учащегося. Это позволяет педагогам уделить ребенку максимум внимания, помочь без проблем преодолеть все трудности школьной программы. В "Эврике", кстати, не задают домашних заданий. Выделено специальное время для самоподготовки, в которое учителя помогают ребятам разбираться во всех тонкостях решения примеров и задач.

Учебный процесс в "Эврике" максимально дифференцирован. Учитываются особенности конкретного ребенка, его способность к восприятию материала. Как следствие, малыш не получает чрезмерных нагрузок, не страдает его психика. При составлении программ для старшеклассников учитывается, в какой вуз они собираются поступать. Предметы, по которым им придется сдавать вступительные экзамены, даются на уровне репетиторства.

В школе есть прекрасный спортивный зал, оснащенный тренажерами по последнему слову "спортивной техники", компьютерный класс, где учащиеся проводят свободное время. Основы компьютерной грамоты, кстати, в этой школе начинают прививать уже с подготовительного класса.

Откровенно говоря, думал, что у преподавателей в "Эврике" зарплаты баснословные. Но директор Илья Пиранер поспешил меня "разочаровать": "Заработок нашего учителя ниже, чем у его коллеги в городской школе, - нагрузки ведь небольшие".

Рассказывая о школе, учителях и учащихся, Илья Лазаревич несколько раз употребил слово "семья". Не преувеличение ли? Стоило, однако, пройти по школьным коридорам, и я убедился - истина в словах директора есть. Вот малыши подготовительной группы бросились обниматься к зашедшей в класс учительнице и наперебой стали рассказывать ей о своих игрушках. А вот по лестнице прошли в обнимку третьеклассница с семиклассницей, делясь друг с другом какими-то сокровенными тайнами...

Допускаю, что рассказ о частной платной школе у кого-то может вызвать раздражение: мол, "журналист расхваливает недоступные большинству вещи". Но, в конце концов, если есть спрос, то почему не быть предложению? Согласен, для большинства жителей страны 200 долларов - сумма более чем приличная. Однако следует отметить, что всех нас совершенно справедливо приучают к мысли, что в конечном итоге за все нужно платить. И еще вопрос, во сколько обходится государству (а следовательно, всем нам - налогоплательщикам) обучение одного учащегося в обычной школе?

Конечно, может показаться несправедливым: если ребенок из богатой семьи, то запросто может получить комфортное образование, если же из бедной - то будь он хоть семи пядей во лбу, путь в частную школу ему закрыт. Чтобы устранить такое неравенство, в школе готовы принять помощь спонсоров, чтобы частные лица, коммерческие организации платили за учебу одаренных детей. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Когда я покидал "Эврику", встретил в дверях школы представителя одной немецкой благотворительной организации. Немец приехал познакомиться с организацией учебного процесса и определиться: имеет ли смысл отдавать сюда на учебу своих подопечных из малоимущих семей?

Есть еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Частные школы сейчас получают в Беларуси все большее распространение. Возможно, учитывая тенденцию, государству стоило бы пойти навстречу родителям - начать предоставлять долговременные льготные кредиты желающим отдать своих детей в платные школы? Ведь в конечном итоге стоимость качественного образования могла бы стать своеобразной инвестицией в будущее страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter