Средние века как реальность

«Стары Ольса» «Дрыгула» (13 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

«Стары Ольса» «Дрыгула» (13 треков)


В последнее время я начинаю осознавать, что наша внешняя реальность — вещь крайне непрочная. Ступишь влево или вправо — и оказываешься в совершенно других мирах, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Предвидя участливое покачивание головой скептически настроенного читателя, оговорюсь. Речь идет о сообществах, которые в XXI веке организуют рыцарские турниры, возрождают забытые ремесла и, в принципе, занимаются реконструкторской деятельностью. Для этих людей их дело ничуть не менее значимо, чем для иных, скажем, их пост финансового директора. Для них средневековье и рыцарство — не сказка, а вторая (и во многом более осознанная) реальность.


Думаю, что средневековье для музыкантов «Старога Ольсы» — не эстетика, а среда обитания. В которую современный мир врывается, по большей части, чтобы создать те или иные проблемы (например, призвать барабанщика в ряды вооруженных сил).


Однако, благодаря тому, что ты живешь в средние века, ставятся и решаются задачи, которые кажутся непреодолимыми для человека современного. И которые с сегодняшней прагматической точки зрения потребовали бы поиска более простых решений. Но уж никак не создания пяти (!) инструментов специально для записи этого альбома. Можно только поразиться работоспособности руководителя группы Дмитрия Сосновского, который является одновременно музыкантом, мастером, занимающимся реконструкцией старинных музыкальных инструментов, продюсером и исследователем. Если не брать во внимание, что в средневековье все эти качества сочетались в одном человеке вполне естественным образом.


Музыканты исполняют произведения (по преимуществу танцы) из так называемой «Полоцкой тетради» — сборника, найденного белорусским исследователем Адамом Мальдисом в 1962 году. Помимо этого, на диске звучат западноевропейские танцы (известны только два автора — выдающийся венгерский лютнист Валентин Бакфарк и французский лютнист и композитор Адриан ле Рой). В Великом княжестве Литовском (геополитической основой которого с XIII по XVIII век являлась Беларусь) создавались произведения, которые представляли собой уникальный синтез народной и придворной музыки с европейскими музыкальными достижениями. Стилистически музыка, представленная на диске, относится к позднему средневековью и раннему барокко. Хронологически к периоду с XIV по XVII век.


Относительно исполнительской манеры сказать можно только одно. Музыканты постоянно находятся там, в той эпохе и том времени (там и тогда), как здесь и сейчас. И приглашают туда слушателей отсюда. Поэтому говорить отдельно о технике исполнения или о том, что они «адекватно отображают дух времени», бессмысленно (налицо факт не отображения, а существования во времени). Просто я не вижу в этой музыке современных музыкантов, которые после записи запрыгивают в свой купленный по случаю «Фольксваген», чтобы, перехватив бутерброд с «термосным» чаем, успеть на вечернее «лабство» в ресторан. Эту музыку исполняют люди, которые захватывающе и со средневековым азартом делают свое дело. И у них просто не существует какой–либо другой жизни кроме этой, настоящей.


Если же извлечь из того, что я услышал, далеко идущие личные выводы, то можно сказать следующее.


В отличие от потока политических или экономических новостей, которые делают из тебя человека среднестатистического, существует твоя собственная более важная информация, которая делает тебя человеком уникальным. Потому что ты лично живешь не финансовым кризисом, не арабо–израильским конфликтом и не тем, что тебе нужно сегодня что–то съесть. И даже не своей работой. В любом случае работа — это зачастую не ты сам, а то полезное, что ты можешь дать обществу. Ты чувствуешь, что можешь сказать что–то важное, помимо своей общественной функции. И как только ты пытаешься как–то проявить себя, так называемая реальная жизнь постоянно вклинивается в твое существование, мешая высказаться по существу. Повседневные мелочи откладывают реализацию того, о чем ты мечтал, «на потом». И с возрастом возможность проявить себя становится все более и более теоретической. И ты понимаешь, что, находясь в «реальном» сегодняшнем мире, прожил совсем не свою жизнь.


Отчего нереальность современности и реальность средневековья становятся еще более очевидными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter