Спросить оператора

Оператор вторресурсов заключил уже более 3 тысяч договоров

Развивать системы сбора и переработки отходов нужно параллельно

Зачем выбрасывать то, что еще может принести пользу, обретя, так сказать, вторую жизнь? Этим вопросом в Беларуси задались давно. Ответом на него стал шаг в сторону развития системы сбора и переработки вторичных материальных ресурсов. А около четырех месяцев назад вступил в силу Указ № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», закрепляющий ответственность производителей и импортеров за произведенные и ввезенные товары по окончании жизненного цикла последних, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Параллельно Минжилкомхозом было создано государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов», курирующее вопросы обращения с отходами потребления. Какие задачи стоят сегодня перед этой структурой? Об этом «Р» рассказала и.о. директора этого учреждения Наталья ГРИНЦЕВИЧ (на снимке).

— Если коротко, мы должны обеспечить весь комплекс работ по организации сбора отходов товаров и тары, их переработке, способствовать внедрению новых технологий сбора и использования отходов, строительству заводов по их переработке. Также на операторе лежит обязанность ведения учета платы, поступающей от производителей и импортеров за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, оговоренных в Указе № 313.

— Действие указа распространяется на поставщиков и производителей сложной бытовой техники, шин и покрышек, смазочных масел, газоразрядных, ультрафиолетовых ламп, элементов питания, термометров, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. На ваш взгляд, есть ли в ближайшем будущем необходимость расширять этот список?

— Я считаю, пока нет. Перечень достаточно обширный, поэтому я убеждена: сегодня нужно организовать действенную систему сбора отходов, опираясь на него. Вот когда это будет сделано, можно будет думать о расширении списка.

Дело в том, что существующая система сбора и переработки вторичных материальных ресурсов в стране неоднородна. Если по стеклянной, бумажной и картонной таре, шинам многое делалось и раньше, то есть система существует и ее нужно развивать дальше, то в части сбора отходов сложной бытовой техники нам еще предстоит многое сделать. Да, есть специальные площадки для крупногабаритных отходов, куда граждане могут самостоятельно вынести отработавшую технику, но такого, чтобы набираешь номер, как в службе такси, и к тебе приедут и заберут, скажем, неисправный телевизор, у нас пока нет. Как и нет возможности позвонить в разветвленную сеть по сбору сложной бытовой техники, чтобы сдать ее и получить деньги. Так что нам есть над чем работать. И это в первую очередь касается отходов, образующихся у населения, поскольку с отходами от предприятий система отработана.

Мы будем заниматься также постоянным анализом ситуации на вторичном рынке в целом. В частности, если мы видим недостаток в организациях, осуществляющих сбор сложной бытовой техники, значит, нужно создать условия для развития этой системы. Также для развития системы переработки таких отходов. Причем, исходя из опыта других стран, делать это нужно параллельно, чтобы не было так, что отходы собраны, а перерабатывать их негде. Ведь для их хранения потребуются огромные площади! И наоборот, чтобы не было так, что завод построили, а мощности не загрузили.

— Как привлечь поставщика и производителя, на которых распространяется указ, к сотрудничеству? Через ответственность за невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары?

— Это крайние меры. В первую очередь мы рассчитываем на добровольное сотрудничество. Но, к слову, штрафные санкции достаточно существенные. Сумма, которую требовалось внести, будет умножена на два — это штраф. Плюс вы все равно должны внести плату согласно указу. Таким образом, сумма возрастет втрое. Это цена беспечности. Для кого-то это, возможно, будет мелочь, а кто-то понесет серьезные финансовые затраты. К примеру, «забывчивость» в отношении 1 тонны пластмассовой тары обойдется предприятию в 1,5 млн. бел. руб., а при ответственном подходе это стоило бы 500 тыс. бел. руб.

— В общем, это общемировая практика. Кроме того, в конечном итоге производитель и импортер не несут никаких потерь, поскольку плата за утилизацию товаров и тары включается в затраты на производство и реализацию товаров и услуг, то есть за это платит потребитель. Заметим ли мы рост цен на перечисленные в указе товары?

— Думаю, вряд ли. Мы просчитывали, насколько может вырасти стоимость, например, холодильника, учитывая, что его утилизация обойдется в 0,3 процента от его стоимости. По нашим подсчетам, цена товара может вырасти на 12—15 тысяч рублей. Вы заметите эту сумму? Для сравнения: в Европе это 10—15 евро.

— С какими сложностями вы сегодня сталкиваетесь?

— Увы, многие импортеры просто не владеют информацией и поэтому не откликаются на сотрудничество. Мы надеемся на помощь в этом вопросе СМИ. Но и сами не бездействуем — работаем с Государственным таможенным комитетом, чтобы иметь информацию по ввозимым товарам. Возможно, в будущем это будет компьютерная программа, позволяющая обновлять данные в режиме онлайн. Мы будем сами отслеживать ситуацию и информировать наших потенциальных партнеров.

Но проблема и в том, что не все, даже знающие о выходе указа, внимательно изучают спектр товаров, на которые распространяется его действие. А ведь в нем значится и упаковка. Например, организация ввозит в республику пиво в стеклянной таре. Так вот бутылка тоже подлежит последующей переработке. К сожалению, на сегодняшний день не все импортеры выполняют свои обязательства в соответствии с указом. Для таких организаций с 22 января 2013 года будут применяться штрафные санкции. В целом же ситуация, учитывая, что оператор работает всего 4 месяца, неплохая. На сегодняшний день у нас уже заключено более трех тысяч договоров, и их количество постоянно увеличивается.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter