Спор о двух берегах

Когда заходит разговор о сохранении памятников минской старины, я думаю не о благих намерениях, как восстановить городскую ратушу, или об игрушечно отреставрированном Троицком предместье.
Когда заходит разговор о сохранении памятников минской старины, я думаю не о благих намерениях, как восстановить городскую ратушу, или об игрушечно отреставрированном Троицком предместье. Я почему-то вспоминаю об упущенном... Как на моих глазах сносили дом XVIII века, как разрушали здания XIX века на улице Комсомольской, как от дома, где жил композитор Станислав Монюшко, долгое время оставалась лишь одна стена... Потом к ней пристроили три остальные, и в новое здание вскоре заселили фирмы, агентства, а снаружи повесили огромную доску: "Тут жил и творил..." Увы, но Монюшко ТАМ не жил и не творил. Сколько мемориальных досок ни вешай, а обмануть все равно никого не удастся. От дома Монюшки осталась только стена, все остальное - новодел. И как ни прискорбно, но большая половина Верхнего города ныне - новодел. Иностранным и отечественным туристам о таких вещах не говорят - стыдно.

Последние остатки легендарной минской улицы Немиги снесли за одну ночь. Это случилось в 1974 году. В эпоху застоя это было неотвратимо; протесты "рахманай" белорусской интеллигенции никого не волновали - городу нужна была трасса. Незадолго до Немиги срыли Минское замчище - нужна была дорога. Немиге была предначертана не менее ответственная миссия - разгрузить Ленинский проспект (сейчас - имени Франциска Скорины).

Прошло время, и уже сама Немига затребовала разгрузки. Маленькие улочки исторического центра запружены машинами, у торгового дома "На Немиге" негде повернуться от транспорта. Поэтому появилась идея на пустующей стороне улицы построить автостоянку: мол, и старые кварталы освободятся от машин, и будет использована городская пустошь, которая в центре столицы - непозволительная роскошь.

Идея хорошая, не поспоришь. Но на лакомый кусочек нашлись чрезмерно активные спонсоры: даешь стройку, и чем скорее, тем лучше! Вот здесь-то и начались проблемы. Чтобы строить новые здания в древнем центре Минска, необходимо тщательно исследовать данную территорию и обязательно дать подробное обоснование проекта. То есть "пятилетка за три года" не проходит.

Существует три варианта разрешения вопроса: или восстановить старую Немигу, но тогда пришлось бы разрушать современные здания и снова решать транспортную проблему, а на все это нет денег, то есть игра не стоит свеч (по крайней мере, так утверждают некоторые специалисты); второй вариант - оставить все как есть, что, согласитесь, просто легкомысленно. Третий вариант - застроить пустующую сторону улицы: соорудить паркинг и торгово-офисные здания.

Последний вариант считают неприемлемым историки. Они говорят, что закон вообще запрещает всякое новое строительство в историческом центре, поэтому, мол, священная корова должна остаться неприкосновенной. А стоянку они предлагают "отодвинуть": разместить ее в районе сквера на пересечении улиц Городской Вал и Немига (кстати, паркинг здесь планировали еще в советское время).

Тем не менее научно-методический совет департамента по историко-культурному наследию и реставрации Минкультуры принял сторону города и уже рассматривает проект строительства паркинга. Автор проекта - Сергей Багласов, известный архитектор, автор концепции восстановления Верхнего города, человек авторитетный, профессионал своего дела. Сначала он был тоже против строительства стоянки, но потом изменил свою позицию. О причинах такого решения бытуют разные мнения, но сам г-н Багласов уверяет, что другого выбора нет: паркингу быть, другое дело - каким ему быть. Тем более что восстановление старой Немиги невозможно: бывшая улица была 8 метров в ширину, нынешняя - 30: новую не сузишь, старую не расширишь...

Уже рассмотрено несколько вариантов обустройства пустующей стороны Немиги, большинство из них отвергнуто. Последний эскизный проект называется "Успамiн пра Нямiгу". По нему планируется, что над улицей будет сооружена почти 7-метровая платформа, над которой "восстанут" старые здания - это будут новые дома в стиле XIX века. Внутри этого комплекса и разместится паркинг с торгово-офисным комплексом. Авторы идеи успокаивают: исторической среды новая конструкция не нарушит. Историки негодуют. "Паркинг превышает высоту исторической застройки Верхнего города... "Под землей сохраняются конструкции древних зданий - им грозит уничтожение", - заявляет Владимир Денисов, исследователь минской старины. Другой специалист, заместитель председателя департамента по историко-культурному наследию и реставрации Игорь Чернявский уточняет: "Фундаменты старых построек должны находиться под тротуаром, асфальтом самой улицы, под торговым домом, а паркинг будет строиться на бывших дворовых участках, где стояли хозяйственные постройки минчан".

...Во всем этом споре улавливаются две нити. Первая: кому-то хочется получить максимальную прибыль от строительства и эксплуатации престижного здания в центре столицы, игнорируя историю и память. А поскольку время - деньги, то затягивать стройку накладно. Вторая нить: некто слепо готов бороться за сохранение каждого старого кирпичика и деревяшки, забывая о сегодняшнем и завтрашнем дне города, страны, людей. Но поразителен оптимизм третьей, пока немой стороны - романтиков: паркинг построят, но рано или поздно его все равно постигнет та же участь, что и старую Немигу, так что пусть строят... Ничто не вечно над и под землей. Может, будущие поколения решат, что им нужнее узкая, неудобная, но уютная старая добрая Немига, улица в виде буквы "S", через которую неустанно несет свои воды легендарная подземная река.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter