Специфика профессии

Начав работать на Брестской таможне контролером в 1963 году, Георгий Козлов дошел по карьерной лестнице до должности заместителя начальника таможни...

Начав работать на Брестской таможне контролером в 1963 году, Георгий Козлов дошел по карьерной лестнице до должности заместителя начальника таможни. Теперь он активно делится своим богатым опытом с молодыми сотрудниками.


Среди множества наград Георгия Козлова — орден «Знак Почета» и медаль «За трудовые заслуги».


После демобилизации из армии в 1962 году, возвращаясь домой из Германии, 22–летний Георгий Козлов восхищенно наблюдал, как на границе работают таможенники.


— Тогда мне запал в душу образ человека в форме: доброжелательного, вежливого, но при этом и строгого, — делится воспоминаниями Георгий Иванович, который скоро отметит 70–летний юбилей. — И я захотел пойти работать в таможню.


Подтянутый воин произвел благоприятное впечатление на начальника Брестской таможни, и Георгию в тот же день предложили заполнить необходимые бумаги с тем, чтобы с января 1963 года приступить к работе. Тогда в таможне было два отдела: транзитно–грузовой и почтово–пассажирский. Нового работника отправили досматривать грузы, следовавшие через границу.


Это сейчас сотрудникам таможни нужно знать очень много нормативных документов, ведь они и пошлины начисляют, и другие виды сборов осуществляют. А тогда никаких деклараций не было, пошлина взималась только с ручной клади частных лиц. Таможенники осуществляли в основном контролирующие функции, занимались проверкой документов. В те годы их ориентировали на выявление идеологически вредных материалов, направленных на подрыв существующего строя.


— Однажды задержали троих граждан на микроавтобусе, — припоминает детали Георгий Иванович. — Американца и супружескую пару из Германии. Таких микроавтобусов мне раньше видеть не доводилось, он был оборудован и спальным местом, и кухней. Вот в этой машине мы нашли много идеологически вредных печатных материалов, типографскую краску, множительную технику. Водитель рассказал, что в Москве должен был с кем–то встретиться возле здания Большого театра. Естественно, дальше Бреста он не уехал.


Находили, конечно, в те годы и множество контрабанды. Было дело, в контейнере, который следовал из Афганистана транзитом в Западную Европу, брестские таможенники обнаружили среди коробок с изюмом 1,5 тонны гашиша. В 70 — 80–х годах за границу нарушители частенько пытались вывезти икру, золотые изделия, предметы старины и искусства, церковную утварь, иконы. Прятали их в полостях и за обшивкой железнодорожных вагонов.


— Помню, за 1987 год задержали полторы тонны икры, — уточняет мой собеседник. — Очень этим грешили дипломаты, надеясь на свою неприкосновенность. Однажды в течение двух дней у граждан Вьетнама с дипломатическими паспортами мы изъяли 26 килограммов золота и 500 тысяч советских рублей. Проверки эти были делом рискованным, ведь если бы ничего не нашли, запросто могли лишиться работы. Правда, ни одной «пустышки» у нас не было.


Ежедневная, казалось бы, порой монотонная работа приносила и немало приятных встреч со знаменитыми людьми: спортсменами, артистами, государственными деятелями, космонавтами.


Артисты ездили с концертами в Германию, Польшу. В Бресте поезд стоял часа два, пока менялись колесные пары. Вот в это время певцы устраивали мини–концерты для таможенников и пограничников. Довелось Георгию Ивановичу общаться со Львом Лещенко, Иосифом Кобзоном, Майей Кристалинской, Владимиром Высоцким.


— Высоцкий почти всегда ездил на машине, — делится Георгий Иванович. — Ему дали специальное разрешение на ввоз «Мерседеса». Частенько он ездил с Мариной Влади. Я у него как–то спросил, когда он находит время и работать, и писать. Сказал, самое плодотворное время — ночью. Мол, работаю по ночам.


По ночам приходилось плодотворно работать и Георгию Ивановичу — специфика любимой профессии, которой посвящено 42 года жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter