У меня есть мечта
Сложно донести современной молодежи, какого шороху навел 40 лет назад фильм «АВВА» в СССР. Голод на предмет иностранной музыки был сродни хроническому. По выходным в «Утренней почте» под заключительный комментарий обаятельного ведущего Юрия Николаева лишь иногда показывали зарубежный номер. Большой праздник случался в новогоднюю ночь. На пару с хоккеем из‑за океана нам транслировали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Часовая подборка песен западных исполнителей приходилась под утро, когда даже самые стойкие за столом уже подъедали остатки «Оливье» и допивали чай с самодельным «Наполеоном». Вообще‑то «Мелодии и ритмы» бывали не только новогодним подарком, но выходя от случая к случаю, так и не смогли приучить зрителя ждать себя. Тем не менее именно в этой передаче впервые в СССР увидели, как поет АВВА.Знакомство было приятным. Вместе с привычными голосами соцстран и зажигательным, как всегда едва одетым, балетом телевидения ГДР шведы во фрагменте из немецкой программы «Пестрый котел» исполнили песню So long («Пока» — в смысле «прощай»). Расставания, впрочем, не случилось, последовало яркое продолжение. Благодаря ушлому менеджеру группы Стигу Андерсону, шествующая по миру АВВАмания удивительным образом не обошла стороной и СССР. Пресловутый «железный занавес», на который частенько сетовали поклонники западной музыки, в этом случае оказался достаточно прозрачным.
С ней мне все по плечу.
I Have a Dream
Танцующая королева
Зарубежные грампластинки в доме — признак благосостояния. Наряду с цветным телевизором, коврами, хрусталем и солидной библиотекой! В каждой уважающей себя семье были проигрыватель — прямой наследник старинных патефонов — и набор пластинок, которые прослушивались день за днем до заезженности, иногда раздражая соседей не менее детских страданий на скрипке… Отечественная эстрада и аудиосказки — основа коллекций — радовали, но не удивляли. Есть у всех.Тебе всего семнадцать.
В такт тамбурина
всех зажги.
Сегодня ночь для танца.
Dancing Queen
Представляя фильм, «Спутник кинозрителя», фактически журнал‑афиша советского кинопроката, не жалел добрых слов в адрес шведских музыкантов, объясняя успех доходчивостью музыкального стиля, редкостной работоспособностью участников группы, некоторой долей везения и, конечно, талантом. Для поклонников дополнительный подарок — на целую страницу рекламный плакат фильма. Подобными цветными картинками украшались стены общежитий, чем нередко вызывали приступ гнева комендантов, бдительно следящих за состоянием вверенных объектов.
Картина шла с размахом. В Минске премьера состоялась на главных экранах. «Октябрь», «Москва», «Вильнюс» давали по семь сеансов в день. И при этом радостное возбуждение не спадало в городе две недели. В кино отправлялись семьями, заветный квиток был заманчивым приглашением на свидание. Оборудование советских кинотеатров не позволяло полностью оценить атмосферу концертов, тот мощный звук, который создавала бы многоканальная система Dolby. Таких установок в СССР просто не было. Но о прелестях акустической палитры мы даже не подозревали, а счастливы были просто возможностью увидеть оригинальное западное шоу.
Было интересно, необычно. Ходить в кино словно на концерт. Видеть не только сцену или кулисы, которые раньше практически не показывали, а весь процесс, гастрольную жизнь артистов. О чем говорят, что делают…
Конечно, уже выходил похожий фильм «Женщина, которая поет». Но разве можно сравнить быт советской примы Аллы Пугачевой с ожиданиями от встречи с АВВА? Артистов совершенно иной формации. Эффект, собственно, и был рассчитан на картинку западного мира.
Что все наши прежние мечты
Растаяли, как сон. Теперь они не более
Чем конфетти, усыпающие пол.
Очередное десятилетие
Осталось позади.
Кто знает, что предложит будущее,
Что ждет нас там,
За чертой 1989 года...
Happy New Year
Деньги, деньги, деньги
«АВВА» был куплен советским кинопрокатом сроком на пять лет. Он с успехом шел на экранах, однако уже в начале 1982 года фактически отложен в сторону. Газета «Комсомольская правда» катком прошлась по фильму, по группе и по ее многочисленным поклонникам. «Под бодрящие аккорды Фрида и Агнета стремительно мчатся по сцене, заводя публику гимнастикой показного экстаза. На их лицах — масса косметики и эстрадно‑кинематографического счастья». «Фильм длится один час сорок минут, и все эти один час сорок минут операторская камера цепко держит два плана: ритмично подергивающиеся трусики‑трико певиц и искаженные судорогой восторга лица зрителей». А самым страшным обвинением в глазах молодежной газеты видится коммерциализация ансамбля: «Ну кто заподозрит в этих милых ребятах финансовых воротил, прибравших к рукам производство велосипедов, картинную галерею, нефтяные скважины, общественные бани Стокгольма и прочую доходную всячину? Посмотрите, к примеру, на Агнету. Вот она на фото десятилетней давности — невзрачная девица с дешевым перманентом и щербинкой между зубами. Кто бы мог подумать, что маленькая телефонистка автомобильной фирмы, обернувшись блистательной поп‑дивой, не ровен час, заткнет за пояс сам автомобильный концерн «Вольво»!» И вот он, приговор: «АББА — самый ходовой товар на рынке поп‑музыки... Товар, плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли‑продажи, законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество законов, по которым искусство — всего‑навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса...»
Остаться в мире богачей.
И снова деньги! Ах!
Как много мог бы сделать я,
Будь куча денег у меня.
Money Money Money
На орехи досталось и очередному альбому The Visitors. В СССР он не вышел — пал жертвой близорукости продюсеров, которые допустили участие АВВА в акции в поддержку польской «Солидарности». Вероятно, этот шаг и поставил крест на плодотворном сотрудничестве популярных исполнителей с СССР. До этого момента группа нарочито обходила политику стороной, легко вписываясь в любые идеологические рамки. Но АВВА, видимо, было уже все равно. Композиции в стиле синти‑поп, в которых электронные синтезаторы подняли новую волну, накрыли традиционные диско и поп‑музыку. Вместе с этим закончилась и почти десятилетняя АВВАмания. В декабре 1982 года группа прекратила выступления…
Победитель получает все
Остались послевкусие и любовь к шведской англоязычной музыке. С тех пор мы достаточно долго шагали вместе с ней. Проведя безмятежные брежневские годы с АВВА, бурные перестроечные отсчитывали под «Финальный отсчет» рокеров «Европы», сексуальную революцию переживали с Army of Lovers («Армией любовников»), а раны экономического кризиса зализывали под меланхолические композиции Ase of base, чтобы, взбодрившись вместе с Dr.Alban, утверждать — It’s My Life («Это моя жизнь»)… А ведь был еще дуэт Roxette, своими пронзительными композициями затрагивающий самые разные проблемы и струнки души.О том, что мы прошли.
Пусть это меня и ранит,
Но это в прошлом.
Я сыграла все свои карты,
Ты сыграл свои.
Нечего больше сказать.
Нет тузов для игры.
The Winner Takes It All
Сорокалетней давности фильм с их участием словно документ эпохи. Про сумасшедшие годы, когда музыканты собирали многотысячные залы и стадионы, а фанаты толпами дежурили в надежде хоть одним глазком узреть кумиров.
за песни,
Их мелодий хор чудесный.
Знаешь, если честно,
без песни нам этот мир
был бы не мил,
Без танца как бы мы жили с тобой.
И снова я скажу спасибо
за музыку, друг мой.
Thank You for the Music
Истоки и правила Лассе Халльстрёма
Фильм «АВВА» стал одним из лидеров советского кинопроката 1981 года. Посмотреть его в кинотеатры пришло более 33 миллионов советских зрителей. По этому показателю мы значительно обошли другие страны мира. И это при том, что картину в СССР показали спустя почти четыре года после премьеры в Австралии и Швеции. Трудно представить, чтобы такую аудиторию могли собрать живые концерты.
Отдельного упоминания заслуживает и режиссер картины Лассе Халльстрём. Он стоял у истоков видеоклипов, создавая картинку на все самые известные песни АВВА. Однако его творчество не ограничивается лишь музыкальными фильмами. Мелодрама «Правила виноделов» была отмечена в 2000 году двумя оскаровскими статуэтками, а сам Лассе оказался в числе номинантов как лучший режиссер.