В Катаре стартует чемпионат мира по гандболу

Спартак и его ребята

Сегодня в Катаре начинается чемпионат мира по гандболу, среди участников которого есть и сборная Беларуси. Двадцать лет назад наша команда впервые сыграла на таком турнире.

В Исландии возглавляемая Спартаком Мироновичем сборная  стала девятой, хотя даже беглого взгляда на результаты тех матчей хватает, чтобы понять: парни были способны на гораздо лучший результат. Что, к слову, не раз доказывали и до и после того чемпионата, став, без преувеличения, золотым, но так и не реализовавшим в полной мере свой потенциал составом белорусской сборной. Вместе со Спартаком Петровичем мы вспоминаем, как сложилась судьба игроков той команды.


1. Спартак Миронович

Тогда

О чемпионате мира 1995 года Спартак Миронович говорит неохотно: «Сколько их было–то — турниров и команд». Их в карьере живой легенды белорусского гандбола действительно случилось немало. Он выигрывал Олимпиады и чемпионаты мира. Турнир в Исландии, имевший шанс стать прорывом независимого белорусского гандбола на мировую арену, в этом списке, казалось бы, должен был стоять особняком. Он и стоит: занятое девятое место по сей день остается высочайшим достижением отечественной сборной. Но куда важнее то, что чемпионат стал, по сути, закатом золотой эры белорусского гандбола, неразрывно связанной с именем Мироновича.

Сейчас

С 1976 года Спартак Миронович является бессменным тренером минского СКА, воспитав не одно поколение игроков мирового уровня.

2. Геннадий Халепо

Тогда

По словам Мироновича, проблемы с рослыми игроками в нашем гандболе были всегда: «В Беларуси сейчас очень слабая задняя линия. Если Сергей Рутенко не играет — сразу начинаются большие сложности». В 1995 году козырей в колоде Спартака Петровича было куда как больше: Тучкин, Якимович, Паращенко... На этом фоне молодой и в то же время достаточно надежный Халепо виделся ближайшей сменой лидерам.

Сейчас

Уехав в Германию еще в начале 90–х, Геннадий Халепо задержался в чемпионате этой страны, с переменным успехом продолжив там и тренерскую карьеру. Минувший сезон он завершил досрочно после того, как его «Эмсдеттен» утратил шансы на сохранение места в элите.

3. Андрей Климовец

Тогда

Климовца, сыгравшего в форме сборной Беларуси аж 112 матчей, Спартак Миронович характеризует кратко: «Хороший линейный. Но слишком прагматичный». Отъезд за границу и смену Андреем гражданства тренер, похоже, осуждает до сих пор. Правда, в конце концов соглашается: Климовец на тот момент был сильнейшим игроком мира на своей позиции. Неудивительно, что на чемпионат в Исландию Андрей отправился, уже будучи легионером «Рейнхаузена», да и после фактического распада «золотой команды» отнюдь не потерялся в жизни.

Сейчас

Для одного из самых ярких представителей белорусского гандбола чемпионат мира 1995 года стал прощанием с родиной. В 1996 году он окончательно уехал в Германию, приняв впоследствии гражданство этой страны. Климовца, как и еще целого ряда лидеров, белорусской сборной отчаянно не хватало, когда команда безрезультатно пыталась выкарабкаться из пропасти. Зато вместе с немецкой командой Андрей осуществил свою спортивную мечту: стал чемпионом мира и сыграл на Олимпиаде. В настоящее время работает тренером в Германии.

4. Игорь Папруга

Тогда

Среди тех, кого в той или иной мере относили к лидерам сборной, Папруга оказался едва ли не единственным нелегионером. В Исландию он поехал вторым вратарем. Вполне заслуженно: выбирали действительно лучших из тех, кто мог присоединиться к команде. Тем не менее, развивая вратарскую тему на чемпионате мира в Исландии, Спартак Миронович с досадой вздыхает: «Был бы у нас голкипер уровня Андрея Лаврова — мы, безо всяких сомнений, стали бы чемпионами». Действительно: завоевавшим впоследствии бронзовые награды шведам белорусы уступили один мяч, испанцам — три. Но самое обидное — минимальный проигрыш сборной Египта, «благодаря» которому в 1/8 финала наши парни попали не на вполне посильных румын, а под грозную «немецкую машину».

Сейчас

В настоящее время Игорь Папруга тренирует вратарей сборной в гандбольном клубе СКА.

5. Александр Тучкин

Тогда

Несмотря на то что ярких и титулованных игроков в истории белорусского гандбола хватает, двукратный олимпийский чемпион Александр Тучкин занимает в этом созвездии особое место. Лидером он был и на последнем в своей «белорусской» карьере чемпионате мира 1995 года. Тем не менее проводить параллели с той ролью, которую в нынешней сборной Беларуси выполняет Сергей Рутенко, Спартак Миронович не берется:

— Это два совершенно разных гандболиста и человека. Тучкин, несмотря на свои звездность и талант, всегда был более командным игроком. По большому счету, просто исполнителем, хотя и невероятно высокого уровня. Рутенко же сегодня едва ли не руководит всей ситуацией на паркете, объединяя вокруг себя всю команду.

Сейчас

Сменив гражданство, Тучкин во второй раз стал олимпийским чемпионом — уже в составе сборной России, а также завоевал олимпийскую «бронзу» и две серебряные награды чемпионатов мира и Европы. После окончания более чем 20–летней карьеры занимал пост первого вице–президента Московской федерации гандбола, работал комментатором на телеканале «Спорт», был президентом мужского гандбольного клуба «Пермские медведи», а в настоящее время возглавляет совет президентов клубов при Федерации гандбола России.

6. Андрей Барбашинский

Тогда

Пиком карьеры Андрея Барбашинского многие называют Олимпиаду в Барселоне, где в составе объединенной команды СНГ он стал олимпийским чемпионом. Впрочем, и в Исландии боевой характер белорусской десятки не раз помогал команде отыгрываться. Миронович же, характеризуя Барбашинского, рассказывает историю, случившуюся в 1991 году на чемпионате мира среди юниоров. Несколько поражений на старте турнира отправили тогда сборную в психологический нокаут. Однако в раздевалке Барбашинский встал и сказал: «Вы как хотите, но я буду бороться до конца». Вдохновленные примером товарища партнеры «выцарапали» в итоге «бронзу», которая была для них дороже иного «золота».

Сейчас

Отыграв за различные клубы Испании, Венгрии и Германии, Андрей Барбашинский вернулся в Беларусь, где успешно занимается бизнесом.

7. Александр Миневский

Тогда

В отличие от Игоря Папруги, от которого по причине молодости в Исландии чудес в рамке не ждали, Миневский ехал на чемпионат мира основным вратарем, уже доказавшим свой высочайший класс в матчах за СКА. Правда, со стабильностью у голкиперов того времени, вынужденных расти, по большому счету, самостоятельно, порой бывали проблемы. Вот и в Исландии у Миневского попросту не пошло.

Сейчас

Уехав в Германию еще в 92–м, Александр Миневский в Беларуси бывает лишь наездами. Завершив игровую карьеру, он работал в охранном агентстве, а после — устроился водителем грузовика в представительство шведской энергетической компании.

8. Андрей Паращенко

Тогда

Сменить гражданство Андрею Паращенко испанцы предлагали еще за год до того момента, когда в Исландии было сделано это командное фото. И это обстоятельство лучше всяких слов говорит об уровне белорусского разыгрывающего. Тем не менее чемпионат мира 1995 года оказался единственным топ–турниром в карьере Андрея. Присоединиться к сборной СНГ ему помешала травма, да и Паращенко предпочел сконцентрироваться на клубной карьере.

Сейчас

Дважды став лучшим бомбардиром чемпионата Испании и выиграв целую коллекцию клубных титулов, Паращенко вернулся в Беларусь, где до минувшего сезона являлся спортивным директором минского «Динамо».

9. Михаил Якимович

Тогда

Испанцы звали под свои знамена и Михаила Якимовича. Неудивительно, в составе «золотой» сборной СССР на Олимпиаде в Барселоне он стал, пожалуй, самой яркой звездой и уже в следующем году вместе с местной «Тека–Кантабрия» завоевал свой первый Суперкубок Испании. По словам Мироновича, звездный статус лидеров ощущался и в сборной 1995 года:

— Все они осознавали свой уровень, понимали, что они — настоящие гандболисты. Лучшие. Тем более что практически все к тому времени уже выступали за европейские клубы. Так что своим особым положением в команде эти ребята пользовались в полной мере. Впрочем, обходилось без перегибов. Да и для меня как для тренера было гораздо важнее то, что они были профессионалами и на площадке обеспечивали тот результат, который был необходим. Никто из них не был хлюпиком, никто не берег себя «для клуба». В нынешнем чересчур интеллигентном и меркантильном поколении таких характерных парней почти не найти.

Сейчас

После окончания игровой карьеры Михаил Якимович занимается бизнесом, проводя немало времени как в Испании, так и в Беларуси.

10. Михаил Усачев

Тогда

Левша. Рост — два метра. С такими данными Михаилу Усачеву, казалось, было гарантировано большое гандбольное будущее. Однако, по мнению тренеров, в полной мере раскрыться ему так и не удалось. Отчасти из–за необходимости конкурировать в сборной с небожителями вроде Александра Тучкина, отчасти из–за собственного характера. Именно в нем Спартак Миронович видит причину того, что авансов Усачев так и не оправдал:

— Одного роста и силы в гандболе недостаточно. Нужны координация, ловкость, умение предвидеть и чувствовать ситуацию. И все эти качества не врожденные. Их нужно воспитывать и развивать. А вот это дано не всем.

Сейчас

Немного поиграв за границей, Михаил Усачев вернулся в Беларусь и присоединился к брестскому БГК. После окончания карьеры уехал в Санкт–Петербург, где в настоящее время работает тренером по фитнесу.

11. Алексей Орлов

Тогда

Еще недавно выступавший за юношескую сборную, на чемпионате мира в Исландии Алексей Орлов не блеснул. От него, впрочем, геройств и не ждали. Молодежь в том составе должна была давать передышку лидерам и набираться опыта.

Сейчас

Несмотря на отсутствие впечатляющего послужного списка, карьеру Алексей Орлов продолжил в Германии, где и остался. Спрос на постсоветских игроков в Европе в то время был велик, и потому средней руки клубы, не питавшие надежды заполучить исполнителей уровня Михаила Якимовича, охотно брали и тех, кто в сборной не имел шанса выглянуть из–за спин лидеров. Тем более, что особой привередливостью стремившиеся за границу белорусские парни не отличались.

12. Антон Лакизо

Тогда

Потенциально неплохой «левый край», ничем не запомнившийся в Исландии, но впоследствии не раз вызывавшийся в белорусскую сборную, за которую провел 68 матчей.

Сейчас

Уехав в Германию в 1999 году, Антон Лакизо до 2011–го выступал за различные клубы третьей бундеслиги. В настоящее время помогает в работе главному тренеру своего последнего клуба — «Кобурга», параллельно получая специальность системного инженера.

13. Юрий Гордионок

Тогда

Несмотря на то что в сборную Юрий также приглашался «на подхват», маленький, но юркий левша умудрился довольно громко заявить о себе за счет боевого характера и отчаянной игры.

Сейчас

В настоящее время Гордионок работает тренером в Лепеле. Миронович же причину того, почему, несмотря на неплохой потенциал и причастность к историческому периоду в сборной, подавляющему большинству представителей молодого поколения впоследствии так и не удалось в полной мере проявить свои способности, видит в чрезмерном желании любой ценой вырваться из советского спортивного «плена»:

— Получив в 90–е годы зеленый свет, спортсмены начали искать возможность уехать на Запад. Причем в подавляющем большинстве случаев никто из них не думал о будущей карьере: в 18 лет эти ребята были еще слишком зелеными для того, чтобы получить шанс пробиться в основу немецких или испанских клубов. Но они были согласны играть и в первой, и во второй лиге — только бы в Европе. А если удавалось еще и семью туда перетащить, то считалось, что жизнь и вовсе удалась. Правда, в результате основная масса молодых легионеров так и растворилась во вторых лигах, не оставив практически никакого следа.

14. Константин Шароваров

Тогда

Шароваров всегда был организационным центром, на которого, по воспоминаниям тренеров, можно было положиться как на площадке, так и за ее пределами. Скорость и техничность этого игрока позволяли ему успевать практически к каждому игровому моменту. Увы, продолжить начатый на Олимпиаде 1988 года в Сеуле взлет ему помешали травмы. Надрыв ахилла во время предолимпийской недели в преддверии Олимпиады в Барселоне фактически поставил крест на карьере Шароварова в сборной.

Сейчас

Вот уже 10 лет Константин Шароваров является бессменным тренером женского клуба «БНТУ–БелАЗ». До 2010 года совмещал эту должность с руководством национальной сборной страны.

15. Александр Малиновский

Тогда

Несмотря на то что Александр Малиновский никогда не был по–настоящему звездным игроком, ему уникальным образом постоянно удавалось оказываться в гуще событий. По рассказам тренеров, к минусам Малиновского относилась чрезмерная увлеченность индивидуальными действиями, что, впрочем, не мешало ему быть весьма эффективным исполнителем.

Сейчас

Успев поработать с различными белорусскими клубами, включая минское «Динамо», Александр Малиновский уехал в Польшу, где до недавнего времени работал с командами первого и второго дивизионов.

16. Герд Буцек

Тогда

На протяжении более чем двух десятков лет Герд Буцек работал со сборной СССР, а после — с командой Беларуси. Помимо агентской деятельности, немец был тем человеком, который занимался улаживанием всех вопросов на международном уровне. Чемпионат мира не стал исключением: по словам тренеров сборной, «без Герда там никто бы и шагу не ступил». При участии Буцека разрешились даже наметившиеся было бюрократические вопросы с участием в турнире Александра Тучкина. Параллельно Герд помог многим белорусским игрокам перебраться в немецкие клубы.

Сейчас

Герд Буцек является исполнительным директором Ассоциации европейских топ–команд, представляющей интересы ведущих клубов Старого Света на международном уровне.

17. Валерий Колесников

Тогда

Как спортивный врач Колесников вырос вместе со сборной. Придя в гандбол после института, он постепенно превратился в специалиста очень высокого уровня. К слову, по такому пути в гандболе того времени прошли очень многие, хотя, по признанию Спартака Мироновича, ни в сборной, ни в СКА никогда не задавались целью растить кого–то специально под себя.

Сейчас

Расставшись с гандболом, Валерий Колесников не ушел из спорта и уже не первый год сотрудничает с футбольными командами. В настоящее время Валерий Иванович работает с жодинским «Торпедо–БелАЗ».

18. Александр Жиркевич

Тогда

В команду массажиста Александра Жиркевича приглашали «на пробу». Однако в коллективе он не просто прижился, но и успешно совмещал прямые обязанности с функцией своеобразного буфера между игроками и тренерским штабом.

Сейчас

Поработав какое–то время тренером «Виктории–Регии» и «Машеки», Александр Жиркевич ушел «в науку»: в настоящее время он является старшим преподавателем кафедры физического воспитания БНТУ и тренирует мужскую сборную этого университета.

19. Штефан Бегель

Тогда

Один из немецких «кураторов» белорусской команды, также помогавший многим игрокам достать «пропуск» в чемпионат Германии. Без подобного посредничества и тогда, и сейчас найти хороший контракт практически нереально. Интерес же самих немцев к белорусскому гандболу объяснялся просто: в Беларуси всегда можно было найти выгодный вариант для трансфера. Правда, организованный ими «отток кадров», по убеждению Спартака Мироновича, во многом предопределил кризис, начавшийся в белорусской сборной аккурат после чемпионата 1995 года.

Сейчас

На определенном этапе Штефан Бегель успел поработать в женской сборной Беларуси, совмещая тренерскую работу с агентской деятельностью. Был вынужден покинуть пост после смены руководства федерации. В настоящее время, как и Герд Буцек, Штефан Бегель работает в структуре европейского клубного гандбола.


Советская Белоруссия № 7 (24637). Четверг, 15 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter