Союз мира и труда

Напрасно иные аналитики печального образа в начале осени предсказывали Федерации профсоюзов Белорусской роль "отщепенца" среди рабочих движений других стран.
Напрасно иные аналитики печального образа в начале осени предсказывали Федерации профсоюзов Белорусской роль "отщепенца" среди рабочих движений других стран. Минувшая неделя была перенасыщена международными контактами: один визит спешил сменить другой.

Повод множить слухи о грядущей изоляции ФПБ (после смены лидера и внеочередного съезда организации) дал международный союз, обозначаемый аббревиатурой "IUF". Вообще-то это объединение аграриев, и когда наш отечественный профсоюз работников АПК переизбрал председателя, то там, в IUF, была открыта процедура исключения наших аграриев. Мотивация приводилась сугубо политизированная: напирали на "кампанию по ликвидации независимости профсоюзов". Стиль изложения с первых строк до того напомнил мне период ФПБ во главе с г-ном Гончариком, что читать далее - только зря время тратить. Иностранцы "чесали", как по писанному, о том, что утратило актуальность осенью 2001 года, после президентских выборов.

Между тем в середине ноября белорусских единомышленников в деле отстаивания интересов трудящихся почтили вниманием многие их коллеги.

В Минске, во Дворце культуры профсоюзов встретились председатель ФПБ Леонид Козик и представитель Международной организации труда (МОТ) господин Петерсен (офис его в Москве, он курирует ряд стран Восточной Европы). Гость с удовлетворением воспринял информацию о текущих делах крупнейшей в стране общественной организации. Обсуждалась серьезная проблемная тема, в которой стороны заинтересованы взаимно: ход анализа законодательства, касающегося деятельности отечественных профсоюзов, - для дальнейшей их унификации с международными обязательствами Беларуси. Согласование проводится по рекомендации МОТ, а что делать это необходимо, согласились и ФПБ, и государственные структуры.

Деловой контакт "разнообразил" и почти уже анекдотичный сюжет - о жалобах в МОТ от руководителей отраслевых профсоюзов А.Бухвостова и Г.Федынича "на несоблюдение прав и свобод членов профсоюза". То есть тот же заход, только с другой стороны. Жалоба по осени 2001 года, жалоба по осени 2002 года - это, конечно, вызывает глубокую жалость... Эпистолы, однако, не стоят той глянцевой бумаги, на которой исполнены. Вернемся к делу.

В Бресте прошел II конгресс международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных отраслей. В нее входят страны СНГ, Балтии, существует она 10 лет и объединяет 3 миллиона 200 тысяч членов профсоюза. Если оценивать реакцию на перемены в ФПБ со стороны ее исторически близких партнеров, то стоит сослаться на мнение лидера Всеобщей конфедерации профсоюзов стран СНГ Владимира Щербакова: оно весьма позитивное, на протокольном языке пресс-службы федерации отражено как "высокая оценка". Другие коллеги всячески одобрили нормализацию отношений профсоюзов с властями Беларуси. Вообще же на внутреннее, тем более пережитое и пройденное, отвлекаться не приходится: без того хватает забот. Участников конгресса в Бресте очень сильно заботит, например, экономическая и социальная политика транснациональных компаний: чем более они глобализуются, тем больше пренебрегают правами наемных трудящихся, тем сложнее профсоюзам противостоять работодателям. Суть встречи состояла в объединении усилий для более эффективной защиты социальных гарантий.

В те же дни в минском офисе ФПБ состоялась ежегодная конференция Ассоциации вузов стран СНГ. Здесь шли дискуссии - и об образовании как таковом, и о таком предмете, как "трудовые и социальные отношения". "Занимались" на базе Международного института трудовых и социальных отношений, создание которого в 1992 году инициировала Федерация профсоюзов Белорусская. В числе гостей были руководители аналогичных "вузов профсоюзных наук" из России, Молдовы, Польши, Украины, Германии.

На вопрос корреспондента "СБ" господину Шольцу, руководителю Штайбайского трансфер-центра (офис в Берлине), о том, что его интересует в странах Восточной Европы и Беларуси, он, в частности, ответил

: - Наш центр обладает большим опытом трансформации профсоюзных организаций бывшей ГДР: после воссоединения стран их активистам необходимо было изменить сознание, преобразовать его из социалистического в рыночное, и мы помогали в этом.

Проблема изменений менталитета профсоюзного активиста и организатора действительно насущная. Сегодня требуется не "приводной ремень к партии", а профессиональный оппонент работодателю. (Что бы стала делать на современном частном предприятии профгрупорг "тетя Клава", привыкшая собирать рублики с цеха на родины и похороны?) Нужны юристы, инспектора по безопасности труда (в том числе в сфере высоких технологий), менеджеры, умеющие аргументированно возражать администрации или власти при составлении Генерального и тарифного соглашений, коллективных договоров на предприятии.

...Стоит ли после рассказанного возвращаться к пресловутому "изгнанию" ФПБ из аграрного международного союза? Понятно, думаю, и так, сколь мизерно значение подобных казусов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter