Совет да любовь

Жильцы и ЖЭСы поделят права и обязанности по закону

Жильцы и ЖЭСы поделят права и обязанности по закону


Вода из крана не стала прозрачнее, подъезды чище, лампочки на этажах ярче... И все же повод для оптимизма есть. Сегодня вступил в силу закон о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг. Всем жильцам стоит изучить его от корки до корки. Узнаете много нового. К примеру, если до сих пор теряетесь в догадках, в чем заключается «техническое обслуживание», счет за которое в жировке идет первой строкой, — читайте новый документ. Там четко сказано, что это эксплуатация, текущий ремонт, уборка и освещение мест общего пользования в доме, а также уход за двором: деревьями, газоном, тротуарами. Что еще обязаны делать поставщики услуг? Основная задача — обеспечивать водо–, газо–, электроснабжение. Хотите, чтобы в подъезде был консьерж? Ну, тут уж как договоритесь, потому что это дополнительные услуги.


Еще одно новшество: в типовом договоре будет записано, сколько и за какие услуги должен заплатить жилец. Но сам принцип взаимоотношений остался неизменным: все, что в квартире (смесители, шланги, мойки и другое сантех– или электрооборудование), собственник или наниматель жилья должен ремонтировать за свой счет. Общие стояки, трубы, проводку в подъезде починят из средств на техобслуживание.


Кстати, важный момент. По словам председателя Белорусского общества защиты потребителей Анны Суши, дважды в год работники коммунальных служб обязаны делать профилактический осмотр сантехнического оборудования в квартирах и рекомендовать жильцам, что починить, что заменить. «А если скажут, что вас или меня никогда нет дома?» — задаю резонный вопрос. «Не скажут. ЖЭС должен вручить вам письменное уведомление о дате и времени проведения осмотра, с указанием фамилии сантехника, который придет, и курирующего дело мастера, — уверена Анна Суша. — Не можете быть дома в нужный момент? Договоритесь о визите в другой день. А вот если ЖЭС требование закона не выполнит и не предупредит вас, что гибкий шланг вот–вот даст течь или шаровой кран изношен, то в случае аварии будет нести ответственность».


А еще мы наконец–то узнаем, куда идут деньги, которые регулярно отчисляем на капремонт. Коммунальникам предстоит ежегодно отчитываться за каждую потраченную копейку и сообщать о своих «ремонтных» планах в СМИ. Проще станет решать коммунальные споры. Например, типичная ситуация: прохудилась крыша и дождевая вода уничтожила еврообои в квартире на последнем этаже. ЖЭС вину не отрицает (просто глупо), но хотел бы заплатить по минимуму. Хозяина квартиры это не устраивает. «Теперь вовсе не обязательно решать спор в суде, — полагает Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга. — Исполком по заявлению жильца обязан провести независимую экспертизу. Такое право дано и собственнику жилья. Получив заключение экспертов, ЖЭС может либо выполнить требование потребителя, либо обжаловать его в суде».


Однако и обязанности жильца теперь не нечто эфемерное. По закону, коммунальники могут спросить за несвоевременную оплату услуг и отсутствие договора с ЖЭСом на их оказание, за капающий кран на кухне и сломанный счетчик воды. И если вы не пустите в квартиру сантехника «при исполнении» и с удостоверением (или бэджем), то будете не правы...


Кстати


Чаще всего жильцы жалуются на залитие квартир из–за прохудившихся крыш, неисправности ливневки или дефектов строительных конструкций; порывы шлангов гибкой проводки (низкое качество товара на рынке); некачественное выполнение услуг работниками ЖЭСа; причинение материального ущерба во время капитального ремонта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter